16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 13:43, °C,

Снится пальма де Майорка

СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ простого российского пенсионера

Настоящий рождественский подарок приготовили нам, родителям, наши благодарные дети. Взяли с собой в круиз по Средиземному морю — из Италии с заходами в порты Франции и Испании. Второго января мы прилетели в Рим и из близлежащего порта Чивитавеккья на исполинском круизном лайнере «Коста Смеральда» вышли в море. Семь ночей в комфортабельной каюте с балконом и видом на море стали настоящей сказкой среди зимы.
Плавучий город
Конечно, удивил сам пароход. Двадцатиэтажный недавно построенный лайнер вмещал более шести с половиной тысяч пассажиров плюс две тысячи обслуживающего персонала и команда. Около десяти тысяч человек на борту – настоящий плавучий город. Здесь более тысячи двухсот кают различного класса, три шахты с восемнадцатью поссажирскими лифтами, аквапарк и несколько бассейнов, волейбольная и баскетбольная площадки, два концертных зала, казино, магазины, музей, банкоматы, масса кафе и ресторанов. Словом, все необходимое для отдыха и развлечений. Свежий морской воздух и безупречный сервис дополнялись беспрепятственным выходом в портовые города Ла-Специя, Савона, Марсель, Барселона и Пальма де Майорка, где много достопримечательностей и туристических маршрутов. В завершение было трехдневное пребывание в Риме с проживанием в одной из гостиниц в центре города.
Руссо туристо,  облико морале…
Разумеется, впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь. Но цель этого повествования не в их перечислении. С высоты прожитых лет и житейского опыта я старался увидеть то, что заставляло осмысливать увиденное и задумываться о своей жизни. Никаких телячьих восторгов и зависти по поводу Европы не было — возраст не тот! У нас не менее интересны природа, кухня, обычаи, объекты культуры. В нашей стране, правда, больше крайностей. Есть люди высокой культуры и — наоборот. Там все менее разнятся в образовании, обеспеченности и воспитании. Словно одной гребенкой причесаны Я понимаю, что тема непростая, тут у каждого свое мнение, вот я его и выражаю. Из всего ранее невиданного я выделил лишь одно – то, что нам пытаются показать и привить под словом «толерантность». Так вот, в отличие от нас, они там уважают или терпят друг друга. Как это бросалось в глаза и резало слух, когда попал туда и возвращался оттуда!
Ни разу не увидел я наших надменных, озлобленных или озабоченных лиц, а если и были, к бабке не ходи — мои соотечественники! Представьте, несколько дней подряд нет спешки, суеты и грубости. Люди улыбаются друг другу, неспешно входят в автобусы и метро, так же покидают транспорт. За обедом или завтраком человек наливает у стола сок, кофе или кипяток для чая, и никто не подойдет к столу, пока тот не сделает свое дело. И если иногда, наливая кипяток, видишь, как тянется рука к соседней кофе-машине, не сомневаешься: это наши.
Лишь один раз за семь суток в лифте, где всегда было много народу и каждый ехал на свой этаж, нажав нужную цифру, повстречал соотечественников. Как обычно, я нажал кнопку своей палубы и услышал родную речь:
— Ой, ну как же мы…
— Не волнуйтесь, вы доедете куда нужно, — поспешил я успокоить земляков.
— Да мы хотели, нам быстрее надо! – услышал я в ответ.
Я, признаться, растерялся. Как будто мне вовсе не надо ехать или я мешаю своим странным попутчикам. Вот это типичная черта нашего менталитета, когда мы не хотим никого видеть, кроме себя.
После поездки свежий взгляд долго фиксировал подобное. Так в магазинах перед кассой неоднократно встречал подходящих к продавцу покупателей, которые, словно не замечая стоящих в очереди, выясняли у кассира свои вопросы, отнимая тем самым время у всех нас. Что греха таить, ситуация «Мне только спросить» знакома каждому из нас по очередям в поликлиниках, социальных учреждениях. Или попробуйте, к примеру, собрать со стола в кафе после поминок или свадьбы остатки продуктов у нас. Уверен, что недружелюбное отношение персонала к вам обеспечено как минимум. Хотя это ваши продукты, за которые вы уплатили свои кровные. В ресторанах приморских европейских городов везде официанты упаковывали нам остатки пищи, которые мы уносили с собой.
Народ не тот…
Заметно, как они берегут и ценят все, созданное предыдущими поколениями. Тут невольно сравниваешь наши российские погромы не только времен революции, но и недавних девяностых.
Все вопросы путешествия были досконально продуманы и просчитаны за нас. Перед каждым новым портом мы своевременно получали информацию о выходе в город, правилах поведения. К примеру, в случае попытки ограбления мы не должны были оказывать сопротивление, а отдать ценные вещи и деньги. Компании легче выплатить ущерб по страховке, чем иметь проблемы с пассажиром, задержанным полицией в чужом государстве.
По окончании круиза с каждым пассажиром окончательно рассчитались. Те, кто, попросту говоря, шиковал, заказывал много спиртного, в том числе в каюту, дополнительно заплатили не одну сотню евро. А экономные, наоборот, получили от организаторов те же сотни евро за невыпитый алкоголь, несъеденное мороженое и неоказанные услуги. Всех попросили оценить сервис компании и указать на недостатки в обслуживании, которые фирма обязалась устранить в будущем. Эти слова я вспомнил в автобусе, добираясь из Москвы в Урюпинск, когда после бессонной ночи под работающий телевизор и обработку выхлопными газами дизеля, не прекращающиеся даже на остановках, нас никто не спросил о чем-либо подобном. И ни при чем тут наш строй и политика, речь о менталитете.
Многие наверняка читали, как Петр Великий взял с собой в Голландию еще молодого своего дружка из народа Александра Меньшикова. Помните, как тот обалдел от Европы:
— Государь! Как живут! Что, в России так нельзя?
— Нет, Алексашка! – усмехнулся царь.
— Пошто так?
— Народ не тот! – заключил Петр.
Что изменилось за эти три столетия?

Н. ЗАБЛОЦКИХ.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS