16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Сб 20 апреля, 12:05, °C,

Райпотребкооперация

В нынешнее время, имея деньги, можно купить практически все. И только люди старшего поколения помнят период дефицита. Стоит, правда, сказать и о том, что человек-труженик, который не ленился, и тогда имел возможность приобрести многое. Инфраструктура торговли, сильно выросшая во времена хрущевской оттепели, позволяла приобретать товары сверх магазинных поставок.


РЫНОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
В конце 60-х годов на колхозном рынке Урюпинска торговал китаец. Как он у нас оказался — неизвестно, но спрос на его товары был на зависть другим продавцам. Торговал он рыболовными снастями: леской, крючками, сетями китайского производства, а еще крышками для консервирования. Приторговывали этим цыгане, а также мелкие перекупщики, у которых был доступ к дефициту.
Ну и, конечно, здесь продавали свою сельхозпродукцию жители хуторов. Так рынок удачно дополнял государственную торговлю.
СЕЛЬПО, РАБКООПЫ
И ЗАГОТКОНТОРА
Сельпо и рабкоопы в советское время играли ведущую роль в обеспечении товарами народного потребления сельских жителей, которые взамен сданной продукции могли приобрести дефицит. Руководство потребкооперации в те времена было выборным. Пайщики платили взносы и имели приоритетное право на приобретение товаров.
Важнейшую роль в потребкооперации играли и заготовители. Они колесили по всему району, скупая у населения различную сельхозпродукцию, а также вторсырье, или утиль, — металлолом и макулатуру, ненужное тряпье.
Бывший директор заготконторы Валентин Полунин вспоминает:
— Большинство из заготовленного мы тогда отвозили на автолавке в Волгоград и сдавали на базу областного управления по заготовкам. Там же загружались дефицитным товаром и везли его в район.
Заготконтора принимала от населения через заготовителей также мед, тыквенные семена, грибы, картофель и другую сельхозпродукцию. С вожделением посматривали на прилавки магазинов райпо урюпинцы: ковер, а в поздние годы и модную дубленку можно было купить, сдав немыслимое количество семян тыквы.
Заготовители принимали и скот, который перегоняли на промкомбинат (он тогда располагался в районе нынешнего стадиона), а мясо потом отправлялось в колбасный цех на улицу Пушкина, (этот цех просуществовал до 1969 года). Самыми активными заготовителями были цыгане — у них природный талант торговаться. Нормы заготовки по сельским райпо устанавливались и контролировались правлением райпотребсоюза. Этим же органом рассматривались акты недостачи, Эта хорошо отлаженная система работала, она позволяла людям села приобретать отечественные товары, а позже — качественную югославскую и чешскую одежду и обувь, товары из Польши и других стран соцлагеря.
У заготконторы в городе имелось два магазина — продовольственный и промтоварный, был буфет в районе аэропорта. Продовольственный магазин располагался в части помещения нынешней типографии, промтоварный — за нынешней привокзальной площадью.
— В городе считали, что первым советским миллионером в Урюпинске был директор промтоварного магазина райпо Михаил Иванович Федоров, имевший не одну машину, разнообразную недвижимость и много еще чего, — продолжает рассказ Валентин Полунин. — Ведь через промтоварный магазин реализовывалась одежда, обувь, ковры, бытовая техника, пиломатериалы, шифер и многое другое.
Причастные к торговле имели гораздо больше возможностей по сравнению с обычным населением. Блат в советские времена имел значение.


ЗАГОТСБЫТБАЗА
40 лет назад в результате реорганизации старой яйцебазы была основана заготсбытбаза экспортно-импортного управления облпотребсюза. Она стала еще одним структурным подразделением облпотребсоюза, которое было нацелено на развитие экспортных поставок сельхозпродукции.
Владимир Амочаев, с 1979 по 1988 год директор заготсбытбазы, вспоминает:
— Предприятие развивалось стремительно, Было построено два ангара, цех по плавке меда, отправляли по 2-3 вагона меда в месяц.
База была крупнейшей в области и объединила тринадцать заготконтор из разных районов. Она занималась заготовками и поставками в зарубежные страны меда, подсолнечного масла, семян тыквы. Семена использовались в фармацевтических целях. Закупались также рога и копыта, которые отправлялись в Чехословакию для производства фото- и кинопленки. И все же основным продуктом поставок за рубеж был мед. Он поступал на базу не только из Волгоградской и близлежащих областей, но также, например, из Узбекистана.


— В год мы отгружали полторы тысячи тонн меда, — продолжает свой рассказ Владимир Амочаев. — Основные поставки производились в Японию. Цех по переработке меда был оснащен новейшим японским оборудованием. При помощи него определялась влажность меда, которая должна была соответствовать определенным нормативам. Из Японии к нам на предприятие шли специальные, герметически запаковывающиеся, твердые пластиковые короба для транспортировки продукта, однако сами японцы предпочитали получать товар в новых алюминиевых флягах.
И немудрено, ведь алюминий в мире всегда был в цене, а у нас в розничной торговле сорокалитровый бидон стоил в то время 18 рублей. Деньги, конечно, для простого советского гражданина значительные, но в западных странах этот металл стоил значительно дороже.
Мед отправляли также в ФРГ, поставки шли и в страны соцлагеря. Урюпинская заготсбытбаза на протяжении более двух десятков лет являлась одним из крупнейших перевалочных пунктов в регионе в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции.
ЭПИЛОГ
Об ушедшей эпохе можно спорить, показывая все положительные стороны плановой советской экономики или, наоборот, выставляя отрицательные. Неоспоримо одно: в сфере заготовки, торговли, бытового обслуживания населения, да и во многом другом, в советские времена работала отлаженная система, позволявшая не только обеспечивать необходимым, но и стимулировавшая людей заниматься трудом на благо государства и себя лично, и об этом стоит говорить хотя бы потому, что люди тогда знали цену каждой заработанной копейке, что, к сожалению, далеко не всегда происходит сейчас.
Д. ВЛАДЫКИН.
НА СНИМКАХ: фотографии из архива Урюпинского художественно-краеведческого музея.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS