У семей, воспитывающих детей-инвалидов, проблемы разные. Это мы выяснили, пообщавшись со специалистами.
Часть проблем связана с получением среднего специального образования. Так, у ребят с ограниченными возможностями бывают трудности с профессиональной ориентацией, а пройти обучение в нашем городе получается не у всех — не каждому подходят местные учебные заведения. Хотя, конечно, есть и хорошие исключения — некоторые из ребят с заболеваниями опорно-двигательной системы, сердца, зрения, слуха и др. вполне успешно учатся в колледже бизнеса, медицинском колледже, агропромышленном техникуме. Есть и такие, кто здесь уже отучился и поступил в вузы. Это стало возможным во многом благодаря диагностике, вовремя проведенной специалистами по комплексной реабилитации — психологами, социальными работниками, а также взаимодействию родителей и педагогов. Есть и специализированное учебное заведение. Говорит заведующая реабилитационным отделением ГКУСО «Урюпинский центр социального обслуживания населения» Татьяна Демина:
— В нашей области это Калачевский техникум-интернат, предназначенный для инвалидов, в том числе и колясочников. Здесь обучают, например, таким профессиям, как швея, бухгалтер, юрист, и при этом открывается обучение всё новым специальностям. Для ребят созданы все условия, касающиеся не только образовательного процесса, но и досуга, и ухода. Работают специально подготовленные преподаватели. Но едут туда пока немногие, и главная причина — вполне объяснимое беспокойство родителей за детей, которые остаются без маминого присмотра. Ну а те, кто хочет узнать об обучении в данном колледже более подробно, могут позвонить по телефонам наших социальных служб — 4-58-21 или 4-64-18.
Еще одна проблема — это трудоустройство. В наше время найти работу нелегко даже здоровому человеку, что уж говорить о тех, чьи возможности ограничены? Так что нашедших ее инвалидов сегодня немного. И канули в Лету советские времена, когда для таких людей целенаправленно создавались рабочие места — например, на обувной фабрике. Но нельзя сказать, что теперь инвалиды оставлены один на один с проблемой.
— Через индивидуальные и групповые занятия мы прививаем своим воспитанникам различные навыки — поведения в обществе, адаптации к коллективу, общения с потенциальным работодателем, — рассказывает Татьяна Демина. — Для этого в центре соцобслуживания действуют клубы. Например, в клубе «Сам себе психолог» подростки учатся общаться. Подрастая, они переходят в клуб «Перспектива», работающий в службе молодых инвалидов. Здесь на занятиях по профориентации кто-то проявляет склонность к ремонтно-отделочным работам, а у иных ребят обнаруживаются и задатки предпринимателей. Свои таланты воспитанники показывают в областных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, побеждая в них и занимая призовые места.
По данным центра соцобслуживания, в городе и районе сегодня около пятисот человек с ограниченными возможностями в возрасте до 35 лет. И на них и их проблемы надо бы обращать внимание не только социальным службам, обязанным это делать, но и всем нам — соседям, знакомым, медикам, тосовским активистам.
Наш корр.
(Публикуется в рамках проекта «Будущее начинается с семьи»).