16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 06:10, °C,

Ну её в сад?

— Сейчас на всех уровнях говорят о нужности дачников и необходимости их поддержки, а когда доходит до дела, все изменения против нас же и оборачиваются, — развел руками председатель садового некоммерческого товарищества «Автобилист» Сергей Шалин, когда мы спросили его о том, как поживают дачники. С этого года все они объединены в садовые некоммерческие товарищества. В Урюпинске их осталось четыре: «Строитель», «Автомобилист», «Хопер» и «Машиностроитель». Проблемы и заботы у них примерно одинаковые.

В этом году дважды дорожала электроэнергия. Она подняла и размер членских взносов. В них входят также содержание имущества товарищества, благоустройство территории, оплата труда председателя и наемных работников — тех, кто занят на подаче воды, сторожей, электриков. За сезон для владельца стандартных шести соток в «Автомобилисте» набегает 6900 рублей. За воду отдельно платить пока не надо, только за электричество для насосов. В двух товариществах ее качают прямиком из Хопра, еще в двух имеются собственные скважины. Первые два должны получать разрешительные документы и установить на водозаборы рыбозащитные устройства.
— Причем в товариществах уже закупали такие устройства, но требования к ним изменились, пришлось раскошеливаться вновь, — говорит председатель «Автомобилиста». — А тем, у кого скважины, скоро нужно будет оформлять лицензию, организационные расходы лягут на плечи садоводов.
С этого года закон обязал садоводов оплачивать еще и вывоз мусора, но, как везде по городу, возникла путаница с данными, вышло почти 300 рублей на одного члена товарищества. Так что до выяснения дачники за мусор не платят, да и мусоровоз к ним не ездит.
— Получается, что лично я должен платить за мусор сразу в трех местах: у меня в собственности гараж — плачу, за домашний мусор плачу, а теперь еще и здесь надо, — возмущается владелец участка в «Хопре» Петр Григорьевич. — Надо что-то с этим делать, моей пенсии на все не хватит, и так концы с концами еле сводим.
Некоторые вообще на летний сезон переезжают жить в домики на своих участках, но «по прописке» все равно приходят квитанции за мусор. Самому же товариществу придется закупить контейнеры и обофрудовать площадку для сбора отходов, так что финансовая нагрузка на садоводов возрастет.
— Недавно прозвучала инициатива, что садоводы должны платить за фактически накопленный мусор, а не по нормативам. Мы эту идею поддерживаем и будем выходить на губернатора с просьбой посодействовать в решении этого вопроса, — говорит Сергей Шалин.
Плюсом к членским взносам еще и налог на землю, который приходит садоводам. Для пенсионеров и льготников, правда, предусмотрен налоговый вычет — за шесть соток платить не нужно. А за остальную площадь — извольте. Сумма вроде бы вовсе не большая, но ее никто не отменял. За капитальные дачные домики площадью больше 50 квадратных метров тоже положен налог, другое дело, что не у всех постройки оформлены как положено. А зачем? Чтобы платить еще одну подать? Поговаривают, что и теплицы скоро тоже попадут в разряд налогооблагаемых.
С транспортной доступностью садовых участков дело обстоит неплохо: подъезды прогрейдированы, автобус выделен Урюпинским ПАТП. Проезд до дач от города — 40 рублей. Пенсионеры и льготники могут купить месячный проездной за 300 рублей. Бензин для своей машины тоже влетает в копеечку — до дач от города километров пять-семь.
В общем, возможность кушать свое «без химии», а не магазинное год от года становится все дороже. Опять-таки воровство. В «Автомобилисте» для борьбы с любителями поживиться чужим добром собираются устанавливать видеокамеры, но даже они вряд ли искоренят проблему. Поэтому многие просто махнули рукой на все хозяйство и в лучшем случае продают свою «фазенду» — в интернете объявлений предостаточно, а то и вовсе бросают. В «Автомобилисте» с прошлого года даже пара человек прибавились, теперь там числятся 44 садовода, а вот в других год от года становится только меньше.
— Невыгодно, — говорит Тамара Круцкая, которая купила участок в одном из товариществ три года назад. — У меня пенсия 11 тысяч, приезжаю сюда для развлечения, чтобы дома не сидеть, выращиваю для себя огурцы да помидоры. Я деревенская, земля тянет.
Примерно так же рассуждают и другие пенсионеры, которые держат участки по старой привычке, а не ради урожая или выгоды. «Для физической нагрузки» — так сказала нам дачница Алевтина Васильевна. Да и о каком барыше может идти речь, если себестоимость выращенного на собственных грядках огурца или помидора получается выше, чем у «пластиковых» овощей из магазина? Проезд, семена, удобрения и «угощения» для вредителей стоят денег. Собственный труд не в счет.
— Тяжело стало, свой участок держим только для себя, ничего не продаем, — говорят мне супруги Левины, которые здесь обосновались с 1988 года. — А сколько дач брошено? Никому и даром не нужны — территория зарастает и загаживается.
Да и сами дачники изменились. Среди них все меньше представителей старшего поколения, которые, как уже было сказано, привыкли питаться с огорода и зарабатывать копеечку, продавая излишки на рынке. Пока у них есть возможность делать это без налогов и волокиты. Новым же садоводам огород не нужен, они приезжают сюда за отдыхом. Надоест или разонравится — бросят.
— Молодежь лишь погуляет, пошумит и уезжает, — продолжают Левины. — На грядках они ничего не выращивают: не хотят, проще купить в магазине. Хотя и отсюда никто никого не выгонял, люди просто разучились работать на земле. А те, кто еще пытается что-то делать, особой помощи и поддержки не видят. Только гайки нам затягивают и все.
Означает ли это, что дачники скоро исчезнут не только из законодательства, но и в принципе уйдут в небытие как класс? Предпосылок к обратному пока не наблюдается.
Д. ХОМЮК.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS