16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Пт 26 апреля, 15:25, °C,

Она видела Сталина

Екатерине Ильиничне Михайличенко (Леоновой) идет девяносто первый год. Ее жизнь была насыщена различными событиями, о которых она решила рассказать читателям «Урюпинки» по совету сына. И не зря.


Была она шестым ребенком в семье. Всего же у родителей было одиннадцать детей. Сколько помнит себя, всегда работала: с раннего детства нанималась в няньки, в 13 командовала бригадой косарей, которым тогда было по 10-11 лет. Помогала матери по хозяйству, ухаживала за младшими.
Отец и старший брат Константин сложили свои головы в феврале 1943 года в ожесточенных боях под Сталинградом. Тяжелые в семье наступили времена. Закончила школу в Искре. Учиться дальше она решила в Сталинградском техникуме физической культуры, который во время войны был эвакуирован в Урюпинск.
—Искринских нас трое поступило, — вспоминает Екатерина Ильинична. — После полугода учебы все мы решили вернуться домой. Слишком трудно было прожить на стипендию в 100 рублей. Большая часть этих денег уходила на оплату съемного жилья, на еду оставались крохи. Дошли до Искры пешком. Матери все рассказала, потом сообщила председателю. Он меня отчехвостил, выделил подводу, и на следующее утро я уже отправилась обратно в Урюпинск. Две другие девушки так и не поехали назад продолжать учебу.
Директор техникума, зная тяжелое положение студентки, предложил ей место уборщицы. Так к стипендии добавилось 130 рублей в месяц, которые она зарабатывала, по нескольку раз вымывая полы.
В апреле 1946 года в числе 12 студентов техникума Екатерина отправилась в Москву для подготовки ко Всесоюзному параду физкультурников. Ехать не хотела, но директор сказал: «Кормить там вас будут очень хорошо, а продуктовые талоны продай или отдай матери». Ехали поездом, который она увидела впервые. Потом три месяца жили в Филях и ежедневно подолгу репетировали. Лето было жаркое, и Екатерина вспоминает, что от постоянных тренировок на жаре ежедневно из носа шла кровь.
Тот августовский день, когда был парад, она, конечно же, запомнила на всю жизнь. На трибуне буквально в нескольких метрах от них стоял вождь Иосиф Виссарионович Сталин. Все было очень красиво и торжественно. Домой в родную Искру она привезла массу впечатлений и плиток тридцать настоящего шоколада, который им во время подготовки выдавали бесплатно. Раздавала она его налево и направо и была очень горда собой.


В те же годы она водила знакомство в Урюпинске с внуком Иосифа Виссарионовича Сталина Евгением Джугашвили. Встречались в основном по комсомольской линии.
— Женя был умен, в общении прост, никогда не козырял родственными связями с вождем, — вспоминает Екатерина Ильинична. — На язык был остер, даже, пожалуй, слишком по тем временам.
Учебу Екатерина закончила в 1948 году. Вернувшись в Искру, пошла работать в школу.
— Из всего оборудования в спортивном кабинете был только гимнастический мат, — вспоминает она. — Волейбольную сетку тогда по моей просьбе связал местный житель. Очень помог с покупкой спортивного инвентаря руководитель зерносовхоза Иван Парамонович Тонконоженко. В первый же год провела спартакиаду для детей и взрослых.
А потом Елизавета Леонова оказалась на Украине, где в городе Днепродзержинске жили две ее сестры. Работала там в средней школе, в которой когда-то учился
Леонид Ильич Брежнев. Об одном эпизоде работы в этой школе вспоминает до сих пор:
— Директриса вызвала к себе и приказала немедленно сделать маникюр, а еще купить шляпку, мотивируя приказ тем, что школа особенная. Маникюр я сделала, но через день показала директрисе облезлые ногти, сказав, что я физручка и никакой маникюр не выдержит. От шляпки я отказалась категорически. Хороша бы была в шляпке и спортивном костюме!
На Украине Екатерина вышла замуж, семья вернулась в хоперские края, здесь родила дочку. Мужа, он был моложе нее, призвали в армию. В школе она была классным руководителем у учеников, которые уже взрослыми сели за школьные парты. Класс отправили на целину в Казахстан, в совхоз «Малиновский», который был основан искринскими земледельцами. Екатерина туда поехала с двухлетней дочкой, но через два месяца вернулась, так как дочери категорически не подошел тамошний климат и она тяжело заболела. На смену поехал школьный физик.
За долгую трудовую деятельность успела поработать и в урюпинском военном госпитале инструктором по лечебной физкультуре, хотя числилась кладовщиком: подходящей должности по штату не полагалось.
Сейчас она живет в хуторе Петровском, ходит, опираясь на палочку, но при этом полна жизнелюбия и оптимизма.
Д. ВЛАДЫКИН.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS