16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Пт 19 апреля, 20:42, °C,

Там, где пульсировала и строилась родина

Столетие комсомола в этом году будут отмечать те, через чьи жизни прошла эта великая пора больших свершений и покорения космоса, поворота рек и строительства громадных объектов, которые составляли мощь большой и сильной страны. Наследие комсомольских ударных строек есть и поныне во многих регионах. А среди нас есть те, кто помнит, как это было.

Молодая Надя Щербанева в 1982 году была секретарем комсомольской организации детского сада Урюпинской трикотажной фабрики. Как-то позвонили ей из горкома комсомола и дали поручение найти кандидатуру для работы на Всесоюзной ударной комсомольской стройке. Пошла по девчатам, а ей говорят: «Ты же комсомольский вожак! Покажи пример!» И подумала она: «А почему бы и нет?» Так комсомолка Надя Щербанева проложила себе дорогу в Сибирь. По зову сердца.
Страна строилась. Возникали новые города. Повсюду открывались новые производства. В это время и стали в Сибири разрабатывать угольное месторождение, где это ценное топливо можно было добывать открытым способом прямо с поверхности. И именно на Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК) Надежда попала в тот же год. Выдал ей и еще четырем урюпинским ребятам комсомольские путевки инструктор горкома комсомола Владимир Нистратов.
Вот как он вспоминает этот момент:
— Отбор был очень жесткий, посылали только самых достойных. Весь процесс контролировал обком комсомола, они же потом долгое время отслеживали работу ребят на местах.
Комсомольцев отправляли торжественно — по решению ХХ съезда ВЛКСМ они вместе уезжали из столицы.
Надежда Петровна рассказывает:
— Нас привезли в Москву за две недели до отправки и стали учить, как правильного выходить из здания ЦК комсомола, как передвигаться колоннами, чеканя шаг, чтобы мы потом могли торжественно пройти к месту отправки. Было очень много народа и суеты. Нас напутствовали большие московские начальники. Но больше всего мне запомнилась встреча с нашим знаменитым земляком Алексеем Маресьевым. Он среди множества людей отыскал нас, чтобы пообщаться, сказал много добрых слов.
Ехали девять суток. На всем пути в городах ребят встречали многолюдные митинги. Люди провожали их как героев. А они хотели как можно быстрее попасть на новое место работы. И вдруг…
— На одной из станций вагон опустел, — продолжает рассказ Надежда Петровна. — Я осталась сидеть в вагоне. Через некоторое время подошел парень из Волгограда и спросил: «Ты почему сидишь?» Я ему ответила: «А зачем выходить? Тут же ничего нет!» Его ответ меня ошарашил: «Так мы же приехали».
Так встретил комсомольцев КАТЭК: тремя домами и детским садом. Воспитателем в детский сад и пошла работать Надежда Щербанева, так как были там к этому времени комсомольские семьи с детьми. Ребят-урюпинцев сразу же взяли на работу в автопарк: там были нужны специалисты по ремонту техники.


Надежда Петровна продолжает рассказ охотно:
— Много там было интересного. Приезжали известные артисты с бесплатными концертами. Особенно запомнился концерт Евгения Петросяна и выступление цыганского ансамбля. Мы тогда подошли к руководителю, спросили: «Как вы смогли их научить так красиво танцевать?» — и услышали удивительный ответ: «Я их не учил, я их просто собрал по вокзалам».
Почти каждую неделю приезжали столичные лекторы, имена которых в то время были на слуху, очень интересно рассказывали о международном положении. Сами комсомольцы организовывали концерты самодеятельности и спортивные мероприятия, несмотря на то что из-за нехватки людей работали по двенадцать часов в сутки. Работала Надежда Петровна и воспитателем в общежитии (была там такая интересная должность — контролировать жизнь почти двухсот человек), и комендантом в гостинице.
— Комсомольская путевка тогда выдавалась на год, — заканчивает свой рассказ Надежда Петровна. — Поехала я через год в отпуск на море, заехала домой, а потом вернулась на КАТЭК. Захотелось быть там, где пульсировала и строилась Родина.
Вот так уехала Надя Щербанева по комсомольской путевке работать на год, а вернулась через восемь.
— Многие, — говорит, — там остались. Вот совсем недавно по необходимости позвонила на КАТЭК в отдел кадров и вдруг услышала знакомый голос кадровички Татьяны Шуйской. Посплетничали. Порадовалась я: значит, работают там еще люди, стоявшие у истоков предприятия.
Д. ВЛАДЫКИН.
НА СНИМКАХ: урюпинские комсомольцы уезжают на КАТЭК; Надежда Щербанева покоряет Сибирь.
Фото из архива Н. Щербаневой.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS