16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Пт 26 апреля, 01:58, °C,

Непростая судьба простого человека

Семену Артемовичу Белоусову недавно исполнилось 90 лет. Как и большинство людей его поколения, он прожил непростую, полную тяжких испытаний жизнь. Вместе с тем он благодарен судьбе и молодой девушке, спасшей его однажды от неминуемой смерти. 

На момент начала войны Семену было 13 лет, он не воевал, но в 44-м Урюпинский военкомат мобилизовал его и отправил восстанавливать Сталинград. Старший брат погиб через четыре месяца службы, их отец еще в Гражданскую войну был командиром эскадрона, поэтому в начале Великой Отечественной он обучал призывников, потом на фронт забрали и его.
Сам Семен Артемович неохотно рассказывает о тяготах, которые пришлось перенести, о том, что в лютые морозы кирзовые сапоги носил на босу ногу, потому что надеть было нечего, о том, что пленные немцы подкармливали хлебом, потому что тех кормили вовремя, горячей едой и в достаточном количестве, в отличие от советских трудяг, которые ходили голодными, но работу не бросали. Хотя были и те, кто не выдерживал условий и сбегал, их ловили и судили как дезертиров.
В сентябре 1946 года во время ремонта электропроводки в кузнечном цеху Тракторного завода Семен лишился кисти левой руки. В госпиталь его везли на другой конец разрушенного Сталинграда, он потерял много крови.
— Пожалела я тебя, отдала 400 граммов своей крови, — это были первые слова, которые услышал после операции 18-летний парень от юной девчонки-врача, потом доктор добавила: — Иначе бы ты не выжил.
Как потом выяснится, ЧП произошло из-за нарушенной бригадиром техники безопасности, молодому человеку официально оформили «травму на производстве». Предстояло дальше как-то приспосабливаться к жизни. Он пошел учиться в техникум, ведь война так и не дала ему получить полное образование. После двухгодичных бухгалтерских курсов Семена распределили в колхоз в Добринский район, здесь он работал главным бухгалтером, женился.
— Семен Артемович, а ваша невеста не побоялась выходить замуж, у вас же не было одной руки? — не удержалась я от вопроса.
— Может, в другое время и испугалась бы, но после войны мужчины были на вес золота, а я, несмотря инвалидность, был очень работоспособным. Мы очень дружно жили с Марией, у нас двое детей, внуки, правнуки.
Беседа с ветераном протекала в очень доверительной обстановке, он рассказывал вроде бы прописные истины, но они так важны для понимания жизни послевоенной страны. Белоусовы мечтали, чтобы их старший сын стал врачом, объясняет Семен Артемович это очень просто:
— Мы с женой смотрели на местного доктора — он всегда был чисто одет, у него первого в хуторе появился велосипед, затем мотоцикл. Хотели, чтоб и наш сын жил в достатке. Валерий надежды оправдал: стал военным врачом.
Сам Семен Артемович отучился на зоотехника, стал управляющим отделением, восемнадцать лет работал в животноводстве колхоза, объединенного на базе хуторов Вилковского и Зорниковского.
— В четыре утра я выходил из дома и шел с фонарем на работу, по дороге собирал доярок и техников, работали и в дождь, и в снег, — рассказывает юбиляр. — Света электрического тогда не было. Со временем мы купили дизель. Только в начале семидесятых появилось уличное освещение.
Продолжая свой рассказ, он вспоминает один случай, который сейчас звучит как анекдот:
— Приехал к нам как-то уполномоченный и спрашивает у одного: «Гражданин Василий Прокопьевич, почему у вас только 70 трудодней, когда, например, у Ивана Михайловича их 450?». А Василий Прокопьевич ему и отвечает: «Зачем мне эти трудодни? В конце года мы получим одинаковый заработок: что он ничего, что я ничего». Возразить руководству на это было нечего.
А ведь, действительно, в колхозах люди работали за трудодни, а проще говоря — за просто так. Вместе с тем они жили надеждой на светлое будущее, и оно постепенно приходило. В хуторах стали появляться такие блага цивилизации, как телевизоры, велосипеды, автомобили. По инициативе управляющего в Вилковском построили клуб, там раз в неделю показывали кино. Лучшим комбайнерам в качестве премии давали право без очереди купить мотоцикл или машину. Семен Артемович неоднократно становился победителем соцсоревнований, за трудовые заслуги награжден орденом «Знак Почета», правда, машину ему так и не дали, потому что он не смог бы управлять ею одной рукой.
Слушаешь этого умудренного жизнью человека и поражаешься тому, как цепко память хранит мельчайшие детали его долгой жизни. Он помнит, как играли детьми в лапту, лишь сходил снег, как катали мячики для игр из коровьей и лошадиной шерсти, как летали с горы на ледянках. Трудно, но сплочённо и весело жил народ, добросовестно работал на плодородной земле. Люди построили себе хорошие дома, росли школы и ФАПы.
— Со слезами на глазах уезжали из хуторов, — рассказывает он, вспоминая другой этап своей жизни, когда грянуло укрупнение, а потом, позднее, — развал колхозов. — Кто переезжал жить в Урюпинск, кто — в Добринку, а я уехал в Беспаловку, трудился на свинарнике.
Семен Артемович до сих пор очень любит работать с землей, в свои 90 лет продолжает покупать саженцы и ухаживать за садом. Он считает, что прожил жизнь не зря: построил не один дом, вырастил двоих сыновей и посадил множество деревьев.
М. РЯБЦЕВА.
НА СНИМКЕ: В день юбилея дети и внуки подарили Семену Артемовичу, пожалуй, самую высокую награду — медаль «90 лет» в знак того, что он прожил достойную и счастливую жизнь.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS