16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Ср 24 апреля, 08:38, °C,

Рождение «Трикотажки»

«На трикотажке», «в районе трикотажки» — кто из урюпинцев так не говорит? Как и любому человеку, всю жизнь прожившему в одном месте, порой кажется, что этот родной для части горожан уголок Урюпинска существовал всегда. Конечно же, это не так. В музее хранится фотография строящейся трикотажной фабрики, и этот снимок поразителен для многих: рядом нет не только домов, сквера, вообще ничего — лес да луга. И фото совсем не древнее, ему всего лишь полвека. Какова же история этого предприятия, давшего имя и жизнь целому микрорайону? Читателям «Урюпинки» будет интересно заглянуть в прошлое «трикотажки», к тому же в феврале отмечается 50-летний юбилей фабрики.

Хотя официально рождение фабрики отпраздновали в начале 1968 года (акт о приеме в эксплуатацию первой очереди производства был подписан 12 января, митинг, посвященный ее пуску, состоялся 2 февраля), путевку в жизнь она получила в 1961 году. Первоначально предполагалось, что новое предприятие заработает уже через пару лет, но в дальнейшем  было решено открыть его к 50-летнему юбилею Октябрьской революции: слишком масштабные работы намечались. Такое огромное производство требовало постройки собственных очистных сооружений (городская канализация и так уже работала с перегрузкой) и теплоцентрали. Всего в строительстве задействовали более десяти субподрядных организаций, это требовало четкости, организованности и дисциплины в планировании и проведении работ. Среди главных проблем были неувязки с поставкой, установкой и наладкой  оборудования, отсутствие совмещенного графика субподрядчиков, плохо спланированное составление сметы и проекта на строительстве очистных сооружений предприятия.
Когда стало ясно, что план торжественно запустить новую фабрику бельевого трикотажа, как она изначально называлась, в юбилейный год безнадежно и ярко горит, случился настоящий аврал. «Ныне стройка похожа на пчелиный улей. Началось широкое наступление по всему фронту», — писала «Урюпинская правда» 23 декабря 1967 года. Кроме генподрядчика в лице СМУ-7, на стройку прислали людей из местной ПМК-68, городов Михайловки, Филоново, поселка Новониколаевского и других уголков области. Шли соцсоревнования между бригадами, на-гора выдавались рационализаторские идеи по повышению эффективности строительства. При этом во главе угла оставался непременный жесткий контроль — было понимание, что нельзя жертвовать качеством проводимых работ даже в угоду юбилею революции.
Кстати, любопытный момент: пока в главном фабричном корпусе кипели отделочные работы, в формирующемся штате будущего предприятия уже вовсю налаживали партийную жизнь — такие были времена. Первое комсомольское собрание состоялось в том же авральном декабре 1967-го, на нем присутствовало всего 32 комсомольца. Однако спустя лишь несколько месяцев комсомольская организация насчитывала уже около четырехсот человек, и их число, как рапортовал секретарь фабричного комитета ВЛКСМ Г. Донченко, «умножалось буквально с каждым днем»: действовали первички в вязальном, швейном и красильном цехах, два десятка комсомольских групп по сменам и конвейерным лентам, активно трудились шестьдесят «вожаков молодежи».
Впрочем, такое множество комсомольцев-трикотажников совсем неудивительно: в первый же год работы предприятие стало самым крупным в городе по числу работников — к концу 1968-го на нем работало 2,2 тысячи человек, их средний возраст составлял 25-28 лет. Хотя первым директором был мужчина, А.П. Толмашов, среди его подчиненных преобладали женщины. До появления фабрики в Урюпинске были серьезные трудности с женским трудоустройством, особенно это касалось жен многочисленных военнослужащих, теперь же проблема разрешилась. Активно потянулись в город на работу жительницы окрестных хуторов, стали прибывать и женщины из других городов, первые — из Великих Лук. На Великолукской трикотажной фабрике обучались первые наши швеи, и несколько местных специалистов решили перебраться в хоперские края. Так что вскоре фабрика стала обеспечивать горожан не только ясельным детским бельем, женскими комбинациями и мужскими майками (таковы были первые виды продукции), но и невестами — в выигрыше опять же оказались военные, только теперь уже холостые.
Создавались новые семьи, приезжали и рождались новые люди, всем им нужно было где-то жить. Фабрика неуклонно наращивала производственные мощности — на проектные 8,5 миллиона изделий в год предприятие вышло уже в 1971 году, штат увеличился до 2,5 тысячи человек, люди трудились в три смены, были даже надомники. И столь же быстро обрастала социальной инфраструктурой: строятся общежития, многоквартирные дома, детский комбинат, школа, база отдыха, открываются магазины и кафе. Все возводилось либо за фабричный счет, либо при участии средств, заработанных фабрикой: предприятие вскоре стало бюджетообразующим, дававшим в городскую казну каждый третий рубль. Так и родился новый микрорайон. Когда-то самая северная часть города называлась в народе «куропка» (почему — тоже, кстати, очень интересно и заслуживает отдельного исследования), теперь же этот уголок обрел новое имя – «трикотажка». Ведь не будь фабрики, здесь, скорее всего, так и были бы луга да болотца…
Подготовил С. ЗАВОЗИН.
Использованы материалы исследовательской работы ученицы 9-го класса средней школы № 4 Анны СТРЕЛЬНИКОВОЙ, руководитель — учитель истории Ю. Н. КОМБАРОВ.
НА СНИМКЕ: строящаяся трикотажная фабрика — вокруг только пустыри.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS