16+
  • $:93.2918
  • €:99.5609
Чт 25 апреля, 13:15, °C,

Когда учитель больше чем учитель

Сегодня к школе все больше потребительское отношение. Даже в официальных бумагах написано:  школа оказывает образовательные услуги. Но были времена, когда в школе учитель был больше чем просто учитель, особенно в сельской. Об одном таком замечательном человеке наше повествование.

В шестидесятые во взрослую жизнь вступали дети войны, как тогда их называли. Лишённые счастливого детства, многие без родителей, они активно вливались в круговорот происходящих тогда событий. Была среди этой молодежи, начинающей свой путь во взрослой жизни, и воспитанница Урюпинской школы-интерната Тамара Тапилина.
Еще в школе она решила, что станет педагогом, и на то была причина. В то время математику в школе-интернате преподавал Михаил Трофимович Момотенко. На его уроки ребята ходили с удовольствием, формулы и вычисления не были скучным занятием, а скорее, наоборот. Когда пришло время выбирать профиль, у юной выпускницы сомнений не было: математика на всю жизнь. После окончания педагогического класса при средней один  Тамара Леонидовна попала по распределению в сельскую школу  хутора Вихлянцевского. Учителей в то время не хватало, и страна готовила педагогов по ускоренной программе.
— Я стала  классной руководительницей сразу у шестиклассников, было страшно, — вспоминает  Тамара Леонидовна. —  Я  сама была немногим старше их. Практически со школьной скамьи и сразу преподавать. Но дети  в моем классе  были замечательные, мы сразу же нашли общий язык. Да и в последующем все классы были хорошие. Раньше вообще ученики к учителям относились с особым уважением, но и мы старались авторитет заслужить.
 Про уважение и авторитет это правда: из пятнадцати первых выпускников  семеро стали педагогами, не скрывая при этом, что свой выбор сделали благодаря классному руководителю.
Несмотря на трудное детство – детдом, интернат,  Тамара Леонидовна сохранила любовь к жизни  и сумела передать её всем своим ученикам вместе со знаниями.  Семнадцать выпускных балов отпраздновали её ученики. Двадцать семь лет отдала педагогической работе наша героиня.
— Был период, когда я уходила из школы, но всегда хотелось вернуться,— рассказывает Тамара Леонидовна.— Почти десять лет проработала в сельской администрации, но не смогла и вернулась в школу. А вскоре её закрыли.
Школу закрыли, выпускники разъехались, а Тамара Леонидовна  продолжает делиться знаниями. Нет, она не занимается репетиторством, не её это, но никогда не откажет и поможет. Зная об этом, идут к ней сегодняшние ученики со своими нерешенными задачками, и всем она старается не просто помочь с уравнением, а объяснить, чтобы стало понятно.
— У вас какая-то история с вашим днем рождения?— поинтересовались мы.— Не могли бы рассказать?
— Я в детдом попала малышкой, обо мне мало что было известно, в том числе и дата моего рождения, — рассказывает Тамара Леонидовна.— В то время у детдомовцев  было всего два праздника, которые все ждали: Первомай и 7 ноября. Когда меня спросили, в какой день я бы хотела праздновать свой день рождения, я выбрала 7 ноября, он мне больше нравился.
Она моложе Октября на четверть века — в этом году у Тамары Леонидовны юбилей.  А еще  51 год её первому выпуску. Её первые ученики до сих пор с огромной теплотой вспоминают о своем классном руководителе. Именно они рассказали нам о своем самом близком человеке в школе.
Когда учитель становится родным, наверное, это и есть высшая награда для педагога. И если это так, то у Тамары Леонидовны Тапилиной она уже есть.
А. АНДРЕЕВ.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS