16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Чт 25 апреля, 18:59, °C,

"Их везли, везли возами с детьми и пожитками"

Сталинские репрессии накатывались на народ беспощадными волнами. И одной из таких волн, если не девятым валом, стало раскулачивание, прокатившееся и по нашему Хоперскому краю. Кто и почему попадал в списки раскулаченных, что ожидало их на далекой чужбине, куда их высылали? Свидетелей тех трагических событий уже нет в живых. Но за них говорят архивные документы, в которых отразились тысячи несчастных судеб наших земляков. Среди них была и семья Панферовых из Петровского сельсовета.

Среди документов Государственного архива Волгоградской области есть ничем не примечательная выписка из протокола № 35 заседания Урюпинской районной особой комиссии от 6 июля 1930 года. «Слушали: утверждение кулацкого хозяйства Панферова Георгия Ефимовича. Постановили: хозяйство кулацкое, выселить». В чем же состояло богатство Георгия Ефимовича и его домочадцев? По справке сельсовета, на их базу «до раскулачивания имелось волов 4 пары, лошадей 4 шт., коров 3 шт., мелкий рогатый скот 5 шт., овец 15 шт., свиней 5 шт., молотилок 1 шт., косилок 2 шт., плуга 2 шт., грабли 1, плугов 2. Постройки: дом, кухня, амбар, конюшня». Много или мало это было по тем временам, сегодня не понять, но в любом случае всё нажили собственным трудом. А сельская особая комиссия охарактеризовала Панферова так: «Имел постоянных батраков, эксплуатировал, занимался субарендой земли, лугов».
Самая младшая из семьи, 15-летняя Татьяна, много позже рассказывала родным, как наживали богатство Панферовы — спали на полу, вставали затемно, и отец выгонял всех, даже самых младших, на работу в поле. Да, чтоб со всем управиться, нанимали работников, зарабатывали и на аренде. Эти «прегрешения» в глазах Советской власти стали основанием для того, чтобы признать всех членов семьи «лицами, социально опасными по классовому признаку». Вся семья — это сам Георгий Ефимович 40 лет, его жена и ровесница Александра Демидовна, сыновья Александр, Семен и Михаил 17, 18 и 20 лет, уже упомянутая Татьяна и ее сестра Мария 16 лет, опасной признали даже 80-летнюю бабку, тоже Александру — так в документе. Ссылка не коснулась только старшей дочери, к тому времени вышедшей замуж. А так семья Панферовых в полном составе, «с детьми и пожитками», была сослана на Север, в республику Коми АССР — пристанище миллионов раскулаченных со всей страны.
О том, как они здесь бедовали, Татьяна Георгиевна рассказывать родным не любила — говорила лишь о сильных морозах, болотах и дорогах, выложенных бревнами. Выжить, возможно, им помогла привычка к труду. В конце 30-х им позволили вернуться — отец, правда, ехать домой не захотел, а бабка Александра упокоилась в мерзлой земле. В их доме в центре Петровки, сохранившемся и по сей день, жили уже другие люди, и Панферовы скитались по чужим углам — снова выживали, как могли.
Татьяна поселилась на окраине Урюпинска. Сажала огород на заливном лугу у Хопра, косила сено для коз. Работала на Урюпинской почте уборщицей, а кем бы еще ей было работать без образования, с запятнанной «кулачьей» биографией…Вышла замуж за Александра Симонова из Краснянки. Родила. Всю жизнь оставалась очень набожной — тоже, наверное, с детства: ходила в церковь, не гасила лампадку у домашних икон. Когда началась война, «классовые признаки» значения для власти уже не имели — под Сталинградом Татьяна рыла окопы, Александра мобилизовали, и на фронте он пропал без вести, а в таких случаях пособие семье не платили. Точно так же жили и остальные Панферовы — те, кто постарше, ушли на фронт, кто помладше, пахали в тылу, растили детей, рыдали над «похоронками». Работали на Родину, так неласково обошедшуюся с ними.
В 1996 году всех Панферовых, и живых, и уже умерших, реабилитировали — через пять лет после выхода закона «О реабилитации жертв политических репрессий». И даже выплатили компенсацию за отобранные дом и имущество. С учетом его обесценивания и утраты — какие-то грабли да овцы — получилось немного, а когда и это поделили на всех, вышли сущие копейки. Но главное было в другом, в том, что на государственном уровне с них сняли клеймо «социально опасных», почитай, врагов. Никогда не были Панферовы и подобные им никакими врагами и «кулачьём недобитым», а были хорошими хозяевами и настоящими тружениками, которых и поныне так не хватает родной земле.
Татьяна Георгиевна Симонова (Панферова), простая женщина, многое повидавшая на своем нелегком веку, прожила до 92 лет, оставив о себе добрую память родным. Они и передали нам эти старые архивные документы.
С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКЕ: Татьяна Георгиевна Панферова держала несколько десятков коз. Снимок 90-х годов.        

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS