16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Пт 19 апреля, 19:19, °C,

Адмирал из Урюпинска

Флотской службе Сергей Николаевич Стрельцов отдал 38 лет и почти все эти годы провел на подводных лодках. Началось же всё после окончания восьми классов средней школы № 5 и поступления в Ленинградское нахимовское военно-морское училище — такое было одно на весь тогдашний Советский Союз.


Сегодня тот выбор он, уроженец далекого от океанских пучин Урюпинска, объясняет так: «Хотелось море посмотреть. Наверное, с детства я был в душе моряком». А двухгодичная бытность нахимовцем до сих пор вспоминается с удовольствием — видимо, есть люди, для которых очень даже подходят жизнь по распорядку, дисциплина и субординация. Плюс красивая форма, всегда отличавшая отечественный флот.
После нахимовского в биографии Сергея Николаевича была учеба на штурманском факультете военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола, тоже в Ленинграде. Здесь на выбор повлиял офицер-воспитатель юных нахимовцев, в прошлом — подводник. По прошествии пяти лет Сергей Стрельцов получил первые офицерские погоны — лейтенанта и свое первое назначение — город Полярный Мурманской области, Северный флот. На Севере и на Камчатке и прошла большая часть службы.
Дизельная подводная лодка Б-474 размерами примерно с двухэтажный дом с двумя подъездами. Экипаж — 86 человек: офицеры, мичманы, старшины, матросы. Среди них — командир электронавигационной группы лейтенант Стрельцов. В походы, длившиеся по шесть-восемь месяцев, ходили в основном в Средиземное море — средиземку, как выражались моряки. Здесь, вдали от родных берегов, подводники несли боевую службу, обеспечивая интересы Родины. В сирийском городе Тартусе с тех пор так и остался пункт материально-технического обеспечения наших кораблей — чуть ли не единственный сохранившийся с советских времен. И сейчас, как и тогда, подводники поддерживают группировки наших кораблей в океанских широтах и противодействуют авианосным группам вероятного противника в лице флотов НАТО.
…Двое-трое суток лодка находилась под водой. Потом, обычно ночью, всплывала, чтобы запустить дизеля, провентилировать отсеки, избавиться от мусора. Если погода располагала, то подводники купались. И как только над горизонтом начинало вставать солнце, снова уходили под воду. Это какое надо иметь мужество, выдержку, хладнокровие, чтобы спокойно жить, работать и даже просто спать в отсеках, зная, что над тобой тонны этой самой соленой океанской воды, от которой отделяет лишь металлическая обшивка?! Здесь даже дышать тяжело, потому на глубине курить подводникам запрещалось. Всегда ли человеческая психика выдерживала такое? «Прикачивались, то есть привыкали», — улыбается Сергей Николаевич в ответ на вопрос. И вспоминает, как один из матросов наотрез отказывался выходить в море и кричал: «Не пойду, и всё!» Но с подводной лодки деваться некуда, и матросик вскоре прикачался и в отсеке чувствовал себя почти как дома. Вспоминает и о том, как не всем давались тренировки по спасению экипажа, на случай если лодка затонет: надо покидать ее в специальном снаряжении через торпедный аппарат. Сначала по-сухому, потом — по-мокрому, через воду. И мужества на это хватало не у всех…
Дальний переход на Кубу, боевые дежурства в Норвежском море, учеба в Военно-морской академии имени Кузнецова и академии Генерального штаба — это тоже эпизоды службы морского офицера Стрельцова. Как-то напомнил о себе и родной город, когда грузили на корабль тушенку производства Урюпинского мясокомбината: блюда из консервов — основа рациона подводников, а во время походов им, если кто не знает, полагалось и красное вино — в сутки пятьдесят граммов на брата. Были в его карьере многие субмарины, и застал он самые разные времена. Атомные подводные крейсеры, превосходившие размерами «дизеля» в несколько раз. Каждая из них представляла собой мощную электростанцию, способную обеспечивать электричеством жилища моряков на берегу — в недоброй памяти девяностые бывало и такое, когда поселки полностью обесточивались. Дизельные подлодки, оставшись без аккумуляторных батарей, стояли прикованными к причалам — тогда российскому флоту было не до выходов в море… Сейчас, к счастью, ситуация в корне изменилась — Сергей Николаевич перечисляет, сколько новых субмарин пополнили Черноморский флот, сколько — заложено на верфях судостроительных заводов для Северного флота. Значит, кто-то снова идет сегодня и пройдет завтра по маршрутам советских подводников, бороздивших и Средиземку, и Атлантику, и все остальные моря и океаны земного шара.
…Сергей Стрельцов служил на разных должностях — был и командиром подлодки, и заместителем командира эскадры. Последняя должность — начальник штаба вооружения Военно-морского флота. Дослужился до звания контр-адмирала (в армии это генерал-майор), недавно уволился в запас. В Урюпинск приезжает каждый год — в гости к родителям.
С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКЕ: председатель городского совета ветеранов Владимир Борисенко, контр-адмирал запаса Сергей Стрельцов и начальник клуба моряков Валентин Полунин (слева направо) на праздновании Дня ВМФ в Урюпинске.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS