16+
  • $:59.2746
  • €:69.6654
Ср 22 ноября, 19:47, +1°C, облачно

...В крест — как дух единства

Интересный факт — хутор Лунинский с населением сто человек, исчезнувший в 1970-е годы прошлого века, единственный в Урюпинском районе мог бы похвастаться известностью четверых своих уроженцев, отмеченных государственными наградами. О них и их малой родине хочется поведать читателям.


ЛИШЬ теперь, по прошествии долгого возрастного времени, мне стал понятен философский смысл поклонных крестов, которых немало увидишь у дорог. Когда-то на Руси их устанавливали как защиту поселений. Сегодня, пожалуй, у них другое предназначение — собирать бывших жителей вместе, чтобы помнили, откуда они родом. Мне же видится в этой символике связь времен, крепость духа человека, несломленную силу казака-крестьянина, любовь к родной земле. Чем глубже вколочен крест дубовый, тем крепче народное единство. Каждый появившийся в округе крест, куда спешат люди с поклоном, — это плач об умерших родных поселениях, тоска по малой родине. Вот почему люди всегда возвращаются в те места, где родились они и их предки. В тиши, на просторе какие-то видения, едва заметные тени зазывают помянуть далекое прошлое.
Недавно бывшие жители хутора Лунинского встретились, почти не сговариваясь, у поклонного креста, установленного на пригорке, — как раз там стояло поселение. Люди плакали, целовали его, словно он был предметом одушевленным, кланялись ему до земли. Окропляли святой водой, произнося молитву. По-родственному братались, ведь встреча земляков — всегда для них праздник особенный.
ЛУНИНСКИЙ многие в районе даже и не помнят. Горсточка казачьих куреней словно пряталась от чужих глаз в лесной чащобе и хозяйских садах. Но медвежьим уголком хутор не назовешь. У него богатое историческое прошлое. Немало выходцев отсюда прославили свои имена через добрые дела.
О происхождении хутора данные скудны. Судя по архивным справкам, первым поселился казак Лунин в начале XVIII века на степной равнине между хуторами Балтиновским и Антошинским (это западная часть сегодняшнего района). Развитие крупного торгового центра в окружной станице Урюпинской поспособствовало проведению через степное место шляха. Покровская ярмарка притягивала к себе соседние уезды и станицы Хоперского округа, ведь туда на продажу везли сельхозпродукцию, кожи на пошив, мимо перегоняли крупный рогатый скот, свиней, тянулись обозы с зерном. Видать, первый поселенец был не простак, решив обосновать тут свою усадьбу. Уже к началу XIX века в поселении вдоль большака обозначилась улица с разветвлениями по балкам, ближе к прудам. Насчитывалось не менее сорока дворов. Старая грамота описывала: «Тут проживали 122 лица мужского пола и 124 — женского». По первым свидетельствам, еще в 1915 году хутор имел правление в лице атамана Семена Кожевникова. Крепкий был казак, оставивший большой фамильный род.
В послевоенные годы ослабевала роль малых поселений, поэтому их стали объединять. Лунинский присоединили к Балтиновскому сельсовету, а председателем  выбрали Емельяна Фетюхина. Рухнуло все нажитое веками. Прикрыли сразу магазин, клуб, повесили замок на домишко, где обучали детей в начальной школе —  их всего-то насчитывалось пятеро, если не меньше. Сократили гурты коров, перевели птицу. И к началу 70-х годов, кроме каменных завалин да неподъемных валунов в кустах, ничего не сохранилось. Мамаем прошлась разруха по сельским населенным пунктам. Уж почти сорок лет по некошеным лугам, предназначенным природой для выпаса скотины, ничья не ступает нога. Правда, три десятилетия жила в уединении здешняя жительница Паша Дурманова, питаясь тем, что принесет одичавшая степь — грибами, ягодами, да огородишко у покосившейся избы сама сажала. За родниковой водой в лесную балку ходила, козочку поила, а сочных кормов кругом море… Но и она умерла в одиночестве в 2000-е годы, так и не пожив среди людей в лоне цивилизации.
ХУТОР состоял в основном из фамилий, распространенных в этих краях: Головкины, Масловы, Кузины, Зорниковы, Кожевниковы, Фетюхины. На двух последних следует остановиться. Начиная с самих хозяев, в этих семьях и стар  и млад много трудились. Поэтому их почитали земляки. В станице Добринке, куда Кожевниковы позже переселились, братьев Ивана и Сергея по сей день помнят как ведущих учителей средней школы. Сергей Семенович еще в 60-е годы прослыл талантливым словесником, и ему по праву присвоили почетное звание заслуженного учителя РСФСР.
Лунинский выходит за рамки рядовых хуторов района. Не каждое поселение со своей историей могло бы похвастать числом заслуженных людей страны, награжденных за труд и высокий профессионализм указами президента России. Удивительно, но в другой семье — Фетюхиных — из троих детей разного возраста, получивших высшее образование, двое были также отмечены на самом высоком уровне. Виктор Емельянович, главный агроном сельхозпредприятия в Ростовской области, за заслуги в сельском хозяйстве в 90-е стал заслуженным агрономом РФ. Его сестру, Валентину Емельяновну Берестневу, заместителя главного врача Урюпинской ЦРБ, в 2000-е  наградили званием заслуженного врача РФ. В нашем районе, между прочим, семья с двумя такими наградами единственная.
Но это не все заслуги одного хутора, которого теперь нет на карте и в жизни. Хоперская сторонушка дала еще известного человека — из семьи дальних родственников Фетюхиных. Любитель казачьих песен, балагур и весельчак в юности, смышленный не по годам Мишка Фетюхин уехал учиться в большой город. Окончил педагогический институт в Новосибирске, какое-то время преподавал в Волгоградском педуниверситете, повышал профессиональный уровень, защищал диссертации, писал научные работы. В результате плодотворных трудов Михаилу Фетюхину присвоили ученое звание профессора педагогических наук. И как признание в педагогике — избрание членом-корреспондентом международной академии наук.
Вот вам и какой-то незаметный хуторок на отшибе! Русское крестьянство всегда славилось, рождая таких умных, правильных людей, благодаря трудолюбию на плодородной и щедрой земле. И неслучайно земляки тянутся сюда, где, может быть, есть Божья благодать, особенная аура…
Интересный факт — хутор Лунинский с населением сто человек, исчезнувший в 1970-е годы прошлого века, единственный в Урюпинском районе мог бы похвастаться известностью четверых своих уроженцев, отмеченных государственными наградами. О них и их малой родине хочется поведать читателям.
ЛИШЬ теперь, по прошествии долгого возрастного времени, мне стал понятен философский смысл поклонных крестов, которых немало увидишь у дорог. Когда-то на Руси их устанавливали как защиту поселений. Сегодня, пожалуй, у них другое предназначение — собирать бывших жителей вместе, чтобы помнили, откуда они родом. Мне же видится в этой символике связь времен, крепость духа человека, несломленную силу казака-крестьянина, любовь к родной земле. Чем глубже вколочен крест дубовый, тем крепче народное единство. Каждый появившийся в округе крест, куда спешат люди с поклоном, — это плач об умерших родных поселениях, тоска по малой родине. Вот почему люди всегда возвращаются в те места, где родились они и их предки. В тиши, на просторе какие-то видения, едва заметные тени зазывают помянуть далекое прошлое.
Недавно бывшие жители хутора Лунинского встретились, почти не сговариваясь, у поклонного креста, установленного на пригорке, — как раз там стояло поселение. Люди плакали, целовали его, словно он был предметом одушевленным, кланялись ему до земли. Окропляли святой водой, произнося молитву. По-родственному братались, ведь встреча земляков — всегда для них праздник особенный.
ЛУНИНСКИЙ многие в районе даже и не помнят. Горсточка казачьих куреней словно пряталась от чужих глаз в лесной чащобе и хозяйских садах. Но медвежьим уголком хутор не назовешь. У него богатое историческое прошлое. Немало выходцев отсюда прославили свои имена через добрые дела.
О происхождении хутора данные скудны. Судя по архивным справкам, первым поселился казак Лунин в начале XVIII века на степной равнине между хуторами Балтиновским и Антошинским (это западная часть сегодняшнего района). Развитие крупного торгового центра в окружной станице Урюпинской поспособствовало проведению через степное место шляха. Покровская ярмарка притягивала к себе соседние уезды и станицы Хоперского округа, ведь туда на продажу везли сельхозпродукцию, кожи на пошив, мимо перегоняли крупный рогатый скот, свиней, тянулись обозы с зерном. Видать, первый поселенец был не простак, решив обосновать тут свою усадьбу. Уже к началу XIX века в поселении вдоль большака обозначилась улица с разветвлениями по балкам, ближе к прудам. Насчитывалось не менее сорока дворов. Старая грамота описывала: «Тут проживали 122 лица мужского пола и 124 — женского». По первым свидетельствам, еще в 1915 году хутор имел правление в лице атамана Семена Кожевникова. Крепкий был казак, оставивший большой фамильный род.
В послевоенные годы ослабевала роль малых поселений, поэтому их стали объединять. Лунинский присоединили к Балтиновскому сельсовету, а председателем  выбрали Емельяна Фетюхина. Рухнуло все нажитое веками. Прикрыли сразу магазин, клуб, повесили замок на домишко, где обучали детей в начальной школе —  их всего-то насчитывалось пятеро, если не меньше. Сократили гурты коров, перевели птицу. И к началу 70-х годов, кроме каменных завалин да неподъемных валунов в кустах, ничего не сохранилось. Мамаем прошлась разруха по сельским населенным пунктам. Уж почти сорок лет по некошеным лугам, предназначенным природой для выпаса скотины, ничья не ступает нога. Правда, три десятилетия жила в уединении здешняя жительница Паша Дурманова, питаясь тем, что принесет одичавшая степь — грибами, ягодами, да огородишко у покосившейся избы сама сажала. За родниковой водой в лесную балку ходила, козочку поила, а сочных кормов кругом море… Но и она умерла в одиночестве в 2000-е годы, так и не пожив среди людей в лоне цивилизации.
ХУТОР состоял в основном из фамилий, распространенных в этих краях: Головкины, Масловы, Кузины, Зорниковы, Кожевниковы, Фетюхины. На двух последних следует остановиться. Начиная с самих хозяев, в этих семьях и стар  и млад много трудились. Поэтому их почитали земляки. В станице Добринке, куда Кожевниковы позже переселились, братьев Ивана и Сергея по сей день помнят как ведущих учителей средней школы. Сергей Семенович еще в 60-е годы прослыл талантливым словесником, и ему по праву присвоили почетное звание заслуженного учителя РСФСР.
Лунинский выходит за рамки рядовых хуторов района. Не каждое поселение со своей историей могло бы похвастать числом заслуженных людей страны, награжденных за труд и высокий профессионализм указами президента России. Удивительно, но в другой семье — Фетюхиных — из троих детей разного возраста, получивших высшее образование, двое были также отмечены на самом высоком уровне. Виктор Емельянович, главный агроном сельхозпредприятия в Ростовской области, за заслуги в сельском хозяйстве в 90-е стал заслуженным агрономом РФ. Его сестру, Валентину Емельяновну Берестневу, заместителя главного врача Урюпинской ЦРБ, в 2000-е  наградили званием заслуженного врача РФ. В нашем районе, между прочим, семья с двумя такими наградами единственная.
Но это не все заслуги одного хутора, которого теперь нет на карте и в жизни. Хоперская сторонушка дала еще известного человека — из семьи дальних родственников Фетюхиных. Любитель казачьих песен, балагур и весельчак в юности, смышленный не по годам Мишка Фетюхин уехал учиться в большой город. Окончил педагогический институт в Новосибирске, какое-то время преподавал в Волгоградском педуниверситете, повышал профессиональный уровень, защищал диссертации, писал научные работы. В результате плодотворных трудов Михаилу Фетюхину присвоили ученое звание профессора педагогических наук. И как признание в педагогике — избрание членом-корреспондентом международной академии наук.
Вот вам и какой-то незаметный хуторок на отшибе! Русское крестьянство всегда славилось, рождая таких умных, правильных людей, благодаря трудолюбию на плодородной и щедрой земле. И неслучайно земляки тянутся сюда, где, может быть, есть Божья благодать, особенная аура…
Н. ФЕДОСОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS