16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 07:18, °C,

Кухтинские огуречники

Кухтин (так на дорожном знаке указан этот населенный пункт) находится в Краснянском сельском поселении в двадцати километрах от Урюпинска. Отстраненный и неприметный хуторок в 15 гектаров мало кто знает. Если только заядлые рыбаки, которые любят посидеть с удочкой в безлюдных местах. В Кухтине есть два живописных пруда. Там, по словам рыболовов, на сладкую кукурузу хорошо идет карась, щука клюет лишь на добротный балансир. А еще этот хутор зеленым кольцом обрамляет пышная растительность — летом, наверное, здесь рай!


Чего же не хватает людям для размеренной сельской жизни? Местность ровненькая, как на ладошке. Земли для посадки огородов — сколько хочешь, а для пастбищ — бескрайние просторы. Свет, газ и даже таксофон имеются. Только людей нет на широких улицах. Хотя двоих хуторян, которые оценили природные дары урюпинской земли, мы встретили.
Тельман Масимов для простоты общения попросил называть его русским именем Анатолий. Вместе с сыном Кенаном он приехал из солнечного Азербайджана. И стал выращивать тут для урюпинцев экологически чистые огурцы.
— Сначала не думал, что останемся в Урюпинске. У русских есть народная пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!» С нами подобное произошло: решили с сыном родственника в здешних краях навестить, а тут пандемия все границы перекрыла. Чтобы без дела не сидеть, решил попробовать выращивать огурцы. Я этим делом на родине долго занимался, знаю секреты земледелия. Купил хату в хуторе, разбил грядки, поставил простенький парник, — рассказывает мой собеседник, показывая землю, подготовленную под плантации. — Урожай в прошлом году порадовал, продавал его на рынке с табличкой «Огурцы из Кухтинки». Люди сначала покупали на пробу пару килограммов, а потом возвращались за ведерком. Так мы решили расширить нашу деятельность и купили настоящую теплицу.
Да еще какую! Такому плацдарму для ручного труда могут позавидовать даже петровские огуречники. У Масимовых парниковое сооружение растянулось по площади, равной нескольким огородам. На улице термометр опускается за минус пятнадцать по Цельсию, а под тепличными сводами захотелось сбросить шапку и пуховик.
— Это естественный тепловой эффект от покрытия конструкции. Днем солнце греет, ночью топим. В прошлом году мы поддерживали температуру обычными отопительными приборами, а сейчас решили по уму отопление сделать. Еще систему капельного полива купили, — рассказывает Анатолий.
Работают отец и сын вдвоем, все делают своими руками. Никакой наемной силы и никаких пестицидов — только завозят навоз. И в это верится, стоит только посмотреть на руки — такие бывают только у тружеников.
В планах Масимовых — начать с огуречной культуры, а там как получится. По словам земледельца, налоги платят, желание развивать свою деятельность есть.
Вот так некоторые люди во время пандемии хватаются за любую идею заработать, прокормить семью. А другие ругают власть и горемычную судьбу. А кто мешает другим приехать в заброшенный хутор, купить за десять тысяч покинутый дом, обсудить свои задумки с местной администрацией и начать свое дело с нуля?
После осмотра тепличной территории мы забежали в дом, в печи ласково потрескивали дрова, на потолке отражались всполохи огня. Пили чай с конфетами и пели русско-­азербайджанские песни. Вспомнилось деревенское детство и те годы, когда процветающие хутора согревали городские души уютом и самобытным теплом.
Л. ФИЛИППОВА.
На СНИМКЕ: огуречный король Кухтинки Анатолий.

По официальным данным, дата основания хутора Кухтинского не установлена. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в этом хуторе проживало 127 мужчин и 98 женщин, имелось хуторское правление и даже приходское училище. На 1 февраля 2021 года в хуторе Кухтинском осталось всего двадцать дворов, из них семнадцать заброшенных. Прописано 28 жителей, но на самом деле проживают четыре человека. 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS