16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Ср 24 апреля, 07:00, °C,

Главное — с головой подходить ко всему

После объединения нескольких сельских поселений у многих возникали вопросы: как теперь работать с присоединенными территориями, хватит ли бюджета на их содержание и как сельские жители относятся к очередным переменам? 

Добринское сельское поселение и до того было крупным по меркам Урюпинского района, а после территориальной реформы к нему присоединились упраздненные Забурдяевское и Бесплемяновское. Теперь это 33 тысячи гектаров земли, 15 хуторов и почти три тысячи живущих в них жителей. Хватает ли сил и энтузиазма у местной власти? Решаем наведаться в гости к сельскому главе.
В ГЛАВЫ —
СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ
Алексей Бондаренко встречает нас на пороге сельской администрации и предлагает отправиться, как он говорит, на территорию. Едем в хутор Бесплемяновский. По дороге Алексей Юрьевич рассказывает, как попал в сельскую власть. После учебы на агронома арендовал сотню гектаров земли и пробовал заниматься фермерством. Не пошло. Пригласили на должность главы Добринского сельсовета, успел поработать год, потом приняли закон о местном самоуправлении и глав стали выбирать жители. «Получилось так, что меня не выбрали», — говорит Алексей Юрьевич. Без работы он не остался: предложили работу в администрации Урюпинского района. А через четыре года снова пошел на выборы и победил с результатом в семьдесят процентов. Так и тянет лямку сельского главы уже одиннадцатый год.
Глава показывает на посадки по краям дороги, которые по осени силами администрации и активистов расчистили от сухостоя. Вроде бы и не входит это в обязанности местной власти, но хочется, чтобы был порядок. Большое подспорье в таких делах — коммунальное предприятие, которое Бондаренко с нуля создавал в своем поселении. Сегодня на балансе 15 единиц техники: тракторы, экскаватор, ассенизационная машина. Поэтому, когда надо почистить дороги от снега или починить прорванную водопроводную трубу, главе не нужно кому-то бить поклоны.


В БЕСПЛЕМЯНОВСКОМ
Бесплемяновский ничем особо не примечателен: асфальтированная дорога через весь хутор, потрепанные домишки и безлюдные улицы. Население — чуть больше двухсот человек — в основном пенсионеры. С газом-водой проблем нет, а вот обеспечение селян продуктами и товарами народного потребления до недавних пор было больным вопросом. Бизнес на селе маловыгоден, в Урюпинск за продуктами не наездишься (автобус ходит два раза в неделю), поэтому отовариваться бесплемяновцам приходилось в автолавке, а там ценники соответствующие. Глава уговорил городскую предпринимательницу открыть в хуторе магазинчик. Помещение отвели в сельском Доме культуры (он, кстати, как работал, так и работает). В нем довольно прохладно. «Со временем восстановим здесь отопление», — обещает Алексей Бондаренко. Особого разнообразия на полках не наблюдается, но базовый набор продуктов купить можно. Цены: хлеб — 26 рублей, яйца — 60, не заоблачно. Говорит продавщица бесплемяновского «супермаркета» Надежда Литвинова:
— Магазин вроде не бог весть какое дело, а жителям уже хорошо: приходят сюда и пообщаться, и новостями поделиться.


Надежде Викторовне, кстати, как она говорит, «без двух годов восемьдесят лет», а приходится стоять за прилавком. Но не от нужды — «северная» пенсия у нее хорошая, а потому, что никто не захотел идти продавцом в сельскую лавку. Хотя зарплату по сельским меркам предлагали неплохую. Да и свободными рабочими местами хуторяне явно не избалованы: некоторые работают на местных сельхозпредприятиях, несколько рабочих мест дают почта, Дом культуры и фельдшерско-акушерский пункт. Школа давно закрылась, детей возят в Добринский лицей. Но все равно хутор живет, а это значит, говорит глава, что мы должны делать все, чтобы его жители не чувствовали себя брошенными.
В ЗАБУРДЯЕВСКОМ
Примерно такая же картина и Забурдяевском. Дома тут кажутся более справными, жителей примерно столько же.
Отправляемся в сельский ДК. Рядом, у водопроводного колодца, толпятся мужики: прорвало трубу. «Вот настоящие герои, — кивает на них глава — На таких все наше коммунальное хозяйство и держится». В сельском ДК тепло, пахнет свежей краской. По осени здесь успели подлатать крышу и полностью обновили потолок в зрительном зале — об этом просили жители. Здесь же с недавних пор разместилось почтовое отделение, которое удалось здесь сохранить во многом благодаря тому же Бондаренко. Из интересного в Забурдяевском есть заводик ООО «Бородинское» по переработке лекарственных трав и, пожалуй, природа. Больше в хуторе особо смотреть не на что.
ЧТОБЫ ЖИЗНЬ БЫЛА ЛУЧШЕ
На обратной дороге рассуждаем о будущем наших деревень. Очевидно, что они потихоньку ветшают и вымирают, и сильно повлиять на этот процесс сельская власть не может. Что уж сельская, если у федеральной-то не очень многое получается?
— Но мы все равно стараемся делать что-то, чтобы жизнь села становилась хоть немного легче и удобнее, потому что так правильно, — говорит Алексей Юрьевич. — Сейчас готовим документы на областные гранты и по теплу начнем благоустраивать территории и в Бесплемяновском, и в Забурдяевском — у жителей появится место для отдыха. Да и вообще стараемся не забывать ни о ком. В поселении есть хутор, где вообще зарегистрирован всего один человек, но это не значит, что его надо бросить.
В центральной усадьбе в Добринке у Алексея Юрьевича, как сейчас говорят, все довольно цивильно. Недавно закончили работу над сквером, рядом подготовили место для многофункциональной спортплощадки, ее будут делать за счет средств поселения. Рядом обустроена стела в память о земляках — защитниках Родины. Здесь, как и во всем поселении, чувствуется крепкая хозяйская рука. «А как же вечные жалобы глав на то, что у них денег ни на что нет?» — спрашиваю я. «А вы думаете, у нас они есть? — улыбается Бондаренко. — Главное — с головой подходить ко всему и иметь желание что-то сделать. Тогда даже горы свернуть можно».
Д. ХОМЮК.

НА СНИМКАХ: глава Добринского сельского поселения Алексей Бондаренко; памятник землякам — защитникам Родины; Надежда Литвинова — продавец бесплемяновского «супермаркета».

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS