16+
  • $:94.0742
  • €:99.9341
Чт 18 апреля, 09:59, °C,

От тюремного замка до ЛИУ-­23

12 МАРТА — 140 ЛЕТ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (УИС)

Своим днем рожденья российская УИС считает 12 марта 1879 года, когда император Александр II подписал указ о создании Главного тюремного управления, в чей состав вошла тюремная инспекция. Хотя тюрьмы на Руси появились раньше этой даты, что видно и на примере станицы Урюпинской.

ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ
В 1860 году на тогдашней станичной окраине завершилось строительство Хоперского окружного тюремного замка, рассчитанного на содержание восьми десятков арестантов. По сведениям краеведов, при царе-батюшке сидельцев можно было пересчитать по пальцам одной руки, с приходом советской власти мест в камерах хватать перестало. Несколько десятилетий бывший замок был известен как Урюпинская тюрьма. В начале 60-х годов она стала учреждением ЯР-154/2 или просто «двойкой» — больницей, предназначенной для лечения заключенных с открытой формой туберкулеза.
В 1975-м за городом, на Горе Восточной, строится ЯР 154-18 — колония строгого режима. Весной следующего года сюда доставляют первую партию заключенных — «зеков», как обычно тогда выражались. Заключенные работают — в частности, изготовляют продукцию для завода «Сельхоззапчасть», к «зоне» проложена железнодорожная ветка. Трудятся и на стройках — с их участием возводятся пятиэтажки в микрорайоне ул. Мичурина, маслодельный комбинат. Особенно заметный вклад контингент колонии вносит в строительство мясоконсервного комбината. Мясокомбинат — так называемый выводной объект, «зеков» водят на эту стройку под конвоем по дороге, по обочинам которой стоят деревянные столбы с рядами натянутой колючей проволоки. Неофициальное название дороги — проспект Соломатина, по имени первого начальника учреждения ЯР 154/18 подполковника Тимофея Ивановича Соломатина.
«Двойка» к тому времени уже давно в центре города — мрачноватое здание за старыми стенами ничуть его не украшает, да и расположение в таком месте больных туберкулезом, пусть даже изолированных, тоже совсем ни к чему. Руками заключенных по соседству с «восемнадцатой» колонией строится новая «зона». В 1986-м тюремная лечебница переводится сюда и через несколько лет начинает именоваться учреждением ЯР-154/23. Старую тюрьму закрывают и сносят. Прошли годы, сегодня о ней и близко ничего не напоминает — на этом месте фонтанная площадь и торговый центр. Слово «заключенные» остается тоже в прошлом — осужденные, так говорят теперь. А в самом конце 90-х две «зоны», 18-ю и 23-ю, объединяют в одну, получившую название ОЛИУ — Объединенное лечебное исправительное учреждение № 23.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Слово «объединенное» из названия с годами убрали, порядковый номер сохранился. Сегодня это ЛИУ № 23, состоящее из трех основных участков: колонии-поселения, туберкулезной больницы и ПФРСИ (помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора). Многие из сотрудников ЛИУ пришли на службу сюда сразу после армии, с несколькими из них мы познакомились накануне юбилейной даты УИС.
Роман Леонтьев — начальник караула отдела охраны, капитан внутренней службы. В этом году он отметит и свой юбилей — 25 лет с первого дня в исправучреждении. Начинал с должности младшего инспектора того же отдела охраны. Ее задачи остаются неизменными почти полтора столетия — столько, сколько существует уголовно-исполнительная система: охрана объектов, на которых находятся осужденные, их конвоирование. Так что у капитана Леонтьева и его коллег — работа ответственная и напряженная. Кроме нее, есть и другие моменты. Роман — участник спортивных состязаний, пять раз из шести он занимал призовые места в областном конкурсе на лучшего начальника караула. В отделе охраны работает и его супруга.
Майор внутренней службы Евгений Зубов — старший инспектор участка колонии-поселения и инструктор по рукопашному бою. В ЛИУ он работает с 1998 года. Основная обязанность — контроль за осужденными. Стоит ли говорить, что люди это разные и сложные? И собранные сюда фактически со всех концов страны, и у каждого — не одна судимость в биографии. Как и в советские времена, акцент делается на трудовую занятость, а с этим сложнее, чем раньше. Однако осужденным работу находят: в городе они помогали строить новый Дворец культуры, работали и на предприятии «Сады Придонья» в Городищенском районе. Всегда и везде рядом с такими работниками есть люди в камуфляжной форме — сотрудники.
Без любви к четвероногим здесь делать нечего — здесь, это в кинологическом отделении отдела охраны. Сергей Трофимов, инструктор-кинолог, прапорщик внутренней службы, этим качеством наделен — с собаками он служит уже восемь лет. Его нынешнего питомца, немецкую овчарку, зовут как главного бога скандинавской мифологии — Один. Один — патрульно-розыскной пёс, который умеет патрулировать охраняемый объект по периметру и, если потребуется, брать след. В составе караула кинолог и собака выходят на круглосуточные дежурства, в другие дни — проводят специальные занятия. Позировать перед фотокамерой Одина наверняка не учили, но сделал он это так уверенно и спокойно, как будто снимался всю жизнь. А уж со своими основными обязанностями пёс наверняка справляется отлично. Если службу знают сотрудники, знают ее и собаки!

НА СНИМКЕ: сотрудники лечебного исправительного учреждения № 23 Роман Леонтьев, Евгений Зубов, Сергей Трофимов и овчарка Один.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS