16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Ср 24 апреля, 05:38, °C,

О математике, ЕГЭ и не только

Учащиеся 8-го и 11-го классов урюпинской гимназии Елена Ложкина, Валерия Матвеева, Екатерина Яменскова и Арина Безбородова заняли призовые места в конкурсе проектов «Геометрическая брошюра» на региональной неделе Пифагора, а их преподаватель Светлана Шарова защитила работу по особенностям анализа результатов выполнения учащимися контрольных  работ. Светлана Геннадьевна — известный в городе математик, опытный педагог. С ней мы и решили поговорить о ЕГЭ, детских научных изысканиях и современном школьном образовании в целом.

— Светлана Геннадьевна, вы являетесь руководителем урюпинского городского методического объединения, многократным победителем всевозможных конкурсов профессионального мастерства, в том числе конкурса на получение президентского гранта. Имеете почетные грамоты главы администрации Волгоградской области, Министерства образования и науки РФ. Какую из этих заслуг считаете самой главной?
— Победы учеников для меня ценнее всего. Ведь для педагога важно не столько самому уметь решать задачи, сколько суметь объяснить так, чтобы изучаемый материал дошел до каждого ребенка в классе. Потому что не бывает так, что  ученик понял все и сразу, вопросы должны быть. И я уверена, все учителя так работают.
— С внедрением ЕГЭ в российскую образовательную систему многое в школах изменилось, сегодня дети стремятся не глубоко изучить предмет, а получить знания по тем разделам науки, которые представлены в едином экзамене, чтобы набрать больше баллов.
— Действительно, хорошие баллы ЕГЭ открывают перед выпускником школы большие перспективы, он может претендовать на поступление в престижные вузы, поэтому набрать как можно больше баллов — мечта любого выпускника. С другой стороны, и педагогам приходится подстраиваться под существующую систему, иногда нам ничего не остается, кроме как «натаскивать» детей на решение тестов. И в этой ситуации участие в конкурсах, олимпиадах и всевозможная проектная деятельность играют важную роль. Особенно это касается моего предмета, где к каждой теме, каждой математической формуле ребята должны приводить примеры решения задач. Сами эти задачи можно найти и в учебниках, и на сайтах, а вот ответы к ним есть не всегда. Поэтому дети самостоятельно их решают, обращаются к педагогам за помощью, находят правильный ответ. Довольно часто эти задания выходят за рамки школьной программы, и конкурс подталкивает к изучению новой темы, получению дополнительных знаний, расширяет кругозор и познания ребят.
— Мне довелось читать множество таких конкурсных работ, они написаны таким «взрослым» языком, что складывается впечатление, что их готовили не школьники, а учителя.
— Я не могу отвечать за всех, но про своих ребят скажу, что, где бы мы не участвовали, все работы дети выполняют сами, я за них ничего не делаю. А иначе для чего тогда конкурсы, если материал готовит учитель, а не ученик? Естественно, все возникающие в ходе исследования вопросы обсуждаются с учителем, но основную работу они делают сами.
— Светлана Геннадьевна, а какие сейчас дети? Они отличаются от школьников, которые учились, скажем, 15 лет назад?
— Раньше у учеников было два пути получения информации — спросить у учителя или сходить в библиотеку. Сегодня в Интернете можно найти любые тесты, олимпиады или варианты заданий ЕГЭ. Современные дети научились добывать информацию самостоятельно, а учитель должен помогать среди бесконечного ее потока выбирать правильную и заслуживающую внимания. Мои дети очень работоспособные, они с удовольствием берутся за выполнение различных заданий. В любом коллективе и в любые времена есть «звезды», которые все схватывают легко и быстро, а есть ребята, которым наука дается очень тяжело, но меня радует, что они стремятся получать знания, проявляют интерес. Дети никогда не боятся подойти и переспросить, если что-то осталось непонятным
— Как вам удается быть постоянно в курсе всех новшеств и тенденций?
— Я читаю много профессиональной литературы, никогда не отказываюсь от участия в конкурсах, семинарах, посещаю курсы, постоянно нарабатываю свою решебную практику и никогда не даю школьникам задания, которые заранее не прорешала, не проанализировала сама. Да и дети постоянно держат в тонусе: часто приходят с просьбой помочь решить то или иное задание, которое они где-то раздобыли.
Подготовила М. РЯБЦЕВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS