16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Чт 18 апреля, 18:11, °C,

"Дунькин клуб" и "Комсомолец": мы развлекались как могли

Кинотеатр в Урюпинске остался один, да и в том фильмы не показывают, Дом культуры вообще сгорел. А раньше развлекательных заведений в городе было много, но вряд ли кого сильно интересовала их история. Попробуем, хотя бы чуть-чуть, устранить эту несправедливость.
ОТ «МИРАЖА» ДО «МИРА»
До революции в станице Урюпинской было как минимум два кинотеатра. Летний — в реальном училище, открытом в 1877 году и отличавшемся прекрасной учебной базой (долгие годы в здании училища размещалась школа-интернат). Всех ли пускали туда на просмотры, неизвестно. Так что первым общественным синематографом по всей видимости стал «Мираж» на ул. Садовой (сегодня Гагарина). Радовал он не всех — вот что, в частности, писал священник Христорождественской церкви Петр Протопопов в 1915 году: «Несмотря на тяжкие бедствия войны, заметно усиливается пристрастие к зрелищам кинематографа. Перспектива минутного забвения неодолимо тянет, а благодатный источник утешения — св. храм и молитва — остаются в забвении». И еще одно любопытное свидетельство: «Соблазн дешевого удовольствия настолько велик, что на зрелища «живых» картин спешат и старые, и малые, отцы, матери и дети. Что показывают там, какие сцены проходят пред глазами, дозволительно ли юношам, девицам и детям преждевременно знакомиться с изнанкой жизни — об этом простодушные отцы и матери пока мало рассуждают. Остается пожелать, чтобы великое изобретение последнего времени не послужило во вред, а на пользу». Ну а ходили станичники «на зрелища» даже и в будни, не только в выходные и праздничные дни.
Был в станице еще и некий «Художественный театр», сведений о нем не сохранилось. Что касается «Миража», то в 20-е годы в нем находились клуб «Строитель» и штаб живой газеты «Заноза», выпускаемой «синеблузыми» (это такие агитбригады на заре советской власти). Кинотеатр «Мир» стоит точно на месте снесенного «Миража».
«А ВСЁ ЖЕ БРАЛИ
«СОТОЧКУ» И БАЦАЛИ ЧЕЧЁТОЧКУ»
Одним из самых известных культурных учреждений послевоенного Урюпинска был Клуб коммунальников (почему-то именно так, а не коммунальщиков), или просто «Коммунальник». Находился он на месте сегодняшних пятиэтажек по пр. Ленина неподалеку от современного здания суда. Представлял собой двухэтажный дореволюционный деревянный особняк. На первом этаже работали какие-то кружки, на второй — ходили зимой на танцы (летом танцевали в горсаду, как тогда назывался парк). Танцевали же польку, вальсы, даже мазурку и одно время не поощряемые в советском обществе «капиталистические» танго и фокстрот. Время было непритязательное — аккомпанировал слепой баянист, и многие кавалеры вальсировали в валенках. Танцы, как правило, заканчивались дракой. На второй этаж «Коммунальника» вела высокая крутая деревянная лестница (потому его прозвали еще и «чердаком»). Во время потасовок по ней нередко кто-нибудь скатывался кубарем.
Не менее известен был и Дунькин клуб в здании рядом с нынешним лицеем, тогдашней второй средней (в одной половине здания так и осталась библиотека, в другой сегодня — лицейский музей, а до него квартировали юннаты). Почему его так прозвали, не знает никто. Ходили же сюда тоже в зимнее время. В не слишком большом зале смотрели кино. Потом, отодвинув скамейки к стене, танцевали. Уже появлялись первые магнитофоны, с бобинами, и проигрыватели. Танцы с непременными драками и буфетом были и в районном ДК. Здесь, как и в парке, танцевали под живую музыку — играли ансамбли. В моду входили твист и рок-н-ролл.
КИНА НЕ БУДЕТ?
Словом «кинщик» раньше называли киномехаников, людей забытой сегодня профессии, а раньше неимоверно уважаемых. Ведь каждый из них мог запросто провести на сеанс задарма или позволить посмотреть его из своей кинобудки под тарахтенье киноаппарата. О том, что от народной любви до ненависти шаг, «кинщики» знали отлично — как только старенькая пленка обрывалась, прерывая показ, и в зале включался свет, зрители оглушительно свистели до тех пор, пока сеанс не возобновлялся.
Отношение к «важнейшему из искусств», по выражению вождя мирового пролетариата, было очень серьезным. Так, штатный киномеханик имелся на крановом заводе. А в лендомах, прямо во дворе, по вечерам показывали «Ну, погоди!». Сеансы под открытым небом были делом обычным. В Южном городке военные тоже крутили кино по выходным. И местная ребятня, чтобы посмотреть, перелазила через забор. В наши дни никто никуда не полезет, чтобы посмотреть фильм, и уж тем более не станет сидеть во дворе на принесенной с собой табуретке и глядеть на мутноватые изображения, мелькающие на белой простыне…
«ЗИТА И ГИТА»
На смену дворовым киносеансам пришли кинотеатры — с фойе, увешанными фотопортретами артистов и сценами из фильмов, буфетами, комфортными по тем временам сиденьями. Заброшенное здание «Прожектора», позже переименованного в «Пионер», сохранилось и поныне (совсем рядом со сгоревшим ДК). Говорят, что раньше здесь тоже устраивали танцы. А после переименования кинотеатр стал детским, показывая мультфильмы, сказки и прочее, по возрасту — «Неуловимые мстители», например. Из своего детства помню, как абонементы на посещение «Пионера» в школах навязывали, согласно советской традиции, добровольно-принудительно — надо ж как-то было поддерживать кинотеатр…
Еще раньше его называли «Зимний», потому что существовал и «Летний» — в парке (с стороны, выходящей на ул. Чапаева). Подобен «Летнему» был кинотеатр «Комсомолец» в другой части города, рядом с одноименным сквером (между детским садом «Солнышко» и кафе «Перекресток»). У «братьев» не было фойе и буфетов — были земляные полы, вкопанные скамейки, прохлада в летнюю жару и возможность щелкать семечки, поплевывая шелуху под ноги. От двух легенд не осталось и следа — «Летний» сгорел, «Комсомолец» снесли. А были они как «Зита и Гита» — девочки-близняшки из индийского фильма, вышедшего в 1969 году.
Индийское киноискусство в Стране Советов уважали. Может, кто и сегодня помнит «Месть и закон» или «Танцор диско». В «Комсомольце» кто-то впервые увидел серии «Фантомаса» с неподражаемым Луи де Фюнесом или популярный тогда вестерн «Золото Маккенны» производства 1971 года. Из отечественных, снятых попозже, можно вспомнить советский боевик «Пираты ХХ века» или комедию «За спичками». А на некоторых афишах иногда имелась надпись: «Детям до 16 лет вход запрещен». Перед собственно фильмом показывали что-нибудь неинтересное, минут на десять, в лучшем случае — сатирический киножурнал «Фитиль».
Приглашение девушки в кино могло стать началом отношений. Самым солидным и дорогим кинотеатром оставался «Мир» — последний социальный объект, построенный в городе в советское время. Для выходов туда дамы надевали лучшие наряды и делали сообразные случаю прически, мужчины приходили в костюмах и галстуках. На вечерних киносеансах, когда выходил новый фильм, зал заполнялся до отказа. Если билет в «Пионер» стоил, дай Бог памяти, копеек десять, то в «Мир» — копеек от сорока до рубля, и это были деньги. Цена на билет была выше, если сеанс начинался вечером, а ряд был дальше от экрана. Но именно поближе к экрану, где звук громче и фигуры огромнее, хотелось сидеть каждому из пацанов и закидывать голову так, что шея потом болела. Голь на выдумку хитра — существовал способ сходить в кино оравой, купив лишь один билетик. Как проходили в «Комсомолец» или «Летний», теперь неважно — их уже нет. А как это происходило в «Мире», рассказывать не будем — он есть, один-единственный из всех.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS