16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 10:55, °C,

К юбилею явления урюпинской иконы

190 лет назад богомольные женщины из ст. Урюпинской рыли в горах за Хопром пещеру, чтобы скрываться в ней от мирской суеты для молитвы. В жаркий июньский день они нашли на ветках дерева небольшую икону Пресвятой Богородицы, а под корнями дерева — источник с чистой водой.


Богомолки посчитали это чудесным знамением от Божией Матери — благословением их трудов и молитв. Тридцать лет икона простояла у бабушки Лазаревны. Разговоры о чудесах, исцелениях больных после молитв перед Явленной иконой, распространились по всему Донскому краю. Духовенство нескольких станичных церквей спорило за честь поставить чудотворную икону в своем храме. Донской архиерей прислал книгу для записи чудес, и Явленная обрела свое место в Покровской церкви. Каждый год многолюдные крестные ходы с иконой обходили станицу и направлялись в овраг за Хопром, к источнику. Во время Гражданской войны не было возможности праздновать явление, но в первые годы советской власти ходы стали еще более многолюдными — немало бед хлебнули казаки и просили Богородицу о заступничестве. В 1927 году после 100-летия явления иконы безбожные власти запретили крестные ходы и заставили убрать ее из церкви. Во время Великой Отечественной войны казаки и казачки снова наполнили храмы, вернувшись к вере отцов и дедов. Тогда в Покровской церкви снова была обретена Явленная икона, возродились и крестные ходы. Власти настороженно следили за «подъемом религиозности», но ничего не могли сделать с народной верой. Из окрестных областей пешком шли люди к Пресвятой Богородице. Только постепенными ограничениями и притеснениями к концу 1950-х власти смогли снизить поток верующих на праздник Явленной с пятнадцати до пяти-шести тысяч. В 1959 году была предпринята попытка нечестными руками забрать чудотворную икону, но верующие люди скрыли ее от святотатцев. Почти три десятка лет ее передавали по домам прихожан. Власти засыпали источник, преградили пути к нему, но не сумели разрушить храм веры в сердцах казаков. В годы празднования 1000-летия Крещения Руси икона вновь была обретена в Урюпинске, став главной святыней Волгоградской митрополии и известной во всей Русской Церкви.
История иконы долго была достоянием лишь устных преданий. Пять лет назад была создана Урюпинская епархия. Ее главным праздником стал день явления иконы. Ко дню пятилетней годовщины нашей епархии краеведы постарались собрать имеющиеся свидетельства о явлении и истории иконы. По благословению преосвященного епископа Елисея издается книга «Урюпинская икона Пресвятой Богородицы», написанная протоиереем Константином Зелинским и автором этих строк. В этой книге впервые прослежена вся история пребывания с нами святыни. Обработано множество архивных документов и воспоминаний, газетных статей и видеозаписей. Приведем несколько выдержек из книги.
«Первое письменное свидетельство о явлении чудотворной иконы в станице Урюпинской относится к 1891 году. В журнале «Донские епархиальные ведомости» была опубликована заметка священника Иоанна Семенова. Отец Иоанн, клирик урюпинского Покровского храма, излагал события по воспоминаниям своего отца, служившего в 1820-х годах в том же храме диаконом. Он рассказывает о богомольной бабушке Лазаревне, жившей в приходе церкви».
«В 8 день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всяких надписей ея наименования. Мы тогда же довели о сем до сведения местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились».
«О почитании иконы свидетельствуют приходские летописи урюпинских храмов — Вознесенского и Христорождественского. В них говорится о ежегодном общестаничном крестном ходе из Покровского храма к Святым горам, как стало называться место явления иконы. В начале XX века над источником была построена часовня для совершения молебнов. Кирпичная часовня была выстроена вместо старой и освящена 14 мая 1902 г. После освящения и молебна состоялся парад казачьего полка».
«8 июня 1918 года крестного хода с явленной иконой на Святые горы не было ввиду военного времени, богослужение совершено по церквам. Настоятелем сказаны поучения о значении почитания Богоматери с призывом к молитве о спасении в дни междоусобной брани».
«Последний официально разрешенный крестный ход состоялся 21 июня 1927 года, в день 100-летнего юбилея явления иконы. В заявлении церковный совет подробно расписал план шествия: «Порядок и маршрут будет тот же, что и в прежние годы, то есть часов около 9 утра крестный ход должен направиться из церкви на Большую улицу вплоть до Базарной площади, отсюда поворачивает к мосту через Хопер, переход через мост, путь через лес до хут. Горского. Потом подъем на горы вправо, и вплоть до часовни и колодезя на горах, где остановка для совершения молебна, и обратно около 4 часов вечера тем же путем».
 «В 1948 году праздник Урюпинской иконы проходил в Покровском храме. Власти запретили не только паломничество на источник, но и крестный ход вокруг храма. Уполномоченный сообщает, что в Покровской церкви находилась копия иконы размером 25x15 см, которая на украшенных носилках поднималась над толпой, проходившей под ней. Однако крестный ход состоялся. Как оправдывался настоятель о. Князевский, народ сам вынес икону и обошел с ней вокруг церкви. На праздник собралось около 15 тысяч человек, приведших с собой больных и калек с надеждой на исцеление. Паломники приходили с Украины, из Рязанской, Вологодской, Куйбышевской, Саратовской и Воронежской областей».
«Добринский райиспоком 17 апреля 1959 г. принял решение о ликвидации источника. Для этого было выделено 50 грузовиков со щебенкой. Многие пожилые водители отказались уничтожать святыню, за рулем их заменили комсомольцы. Первая попытка сорвалась, колонну грузовиков у колодца встретили люди, в машину председателя райисполкома летели комья земли. Одна из женщин бросила своего грудного ребенка под колеса первого грузовика, испуганный водитель с трудом затормозил в нескольких сантиметрах от ребенка. Грузовики развернулись, верующие день и ночь дежурили у источника. Властям пришлось сначала ликвидировать этот пост, а затем уже ночью колодец был засыпан толстым слоем щебня, из-под которого все равно пробивалась тонкой струйкой вода».
«В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия открывается новая страница истории Урюпинской иконы Божией Матери. Многие очевидцы этих событий еще живы и, конечно, оставили нам свои воспоминания. Эта страница драматична и в то же время насыщена радостными событиями. Здесь сплелись несколько частных «правд» и недоразумений, красивых правильных слов и нередко ошибочных действий, здесь процветало ликование и торжество, но здесь же были печаль и скорбь».
Е. АГЕЕВ, священник.
Фото Т. Новиковой.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS