16+
  • $:93.2918
  • €:99.5609
Ср 24 апреля, 18:09, °C,

Бизнес по-хоперски

Кто такие торговые казаки? Какой была Покровская ярмарка несколько веков тому назад? Существовала ли в дореволюционной России, как сейчас, социальная ответственность бизнеса перед обществом? Об этом и многом другом нам помог вспомнить краевед Сергей Концов.


В 1804 году при деятельном участии войскового атамана Матвея Платова было образовано Донское торговое общество. В него вошли только казаки — к примеру, промышленники, прасолы, переработчики рыбы. Ее, кстати, даже и красную, в отличие от нынешних времен к нам не везли откуда-то издалека, а добывали на месте: так, по архивным данным, за осень 1913 года в юрте станицы Михайловской наловили полторы тонны одной стерляди. Хоперская стерлядь по размерам была хотя и меньше донской, но по вкусовым качествам ее превосходила и шла на экспорт во Францию. Но вернемся к торговым казакам.
Вступить в общество можно было лишь при наличии капитала в полторы тысячи рублей (в пересчете на сегодняшние деньги это десятки миллионов). Требовалась и своего рода справка от атамана — о благонравном поведении. Стать членом общества мог один человек из семьи, то есть один пусть даже из десятка братьев. Ежегодно в обществе выплачивались большие взносы, шедшие на благотворительность (в частности, на строительство школ, богоугодных заведений). От военной службы торговые казаки не освобождались.
Составной частью Донского общества было торговое общество станицы Урюпинской. Руководил им специально выбираемый старший доверенный. Он приравнивался к полковому офицеру и имел право на время исполнения должности носить шашку с серебряным офицерским темляком. Фактически все торговые казаки, не только урюпинские, состояли в каких-либо обществах и занимались за свой счет призрением малоимущих и всех прочих нуждающихся в заботе и опеке (к началу XX века в Урюпинской подобных обществ и комитетов насчитывалось больше тридцати — от Красного Креста до народной трезвости). А еще платили стипендии нуждающимся студентам, оплачивали учебу лучших из них в университетах Москвы, Санкт-Петербурга. Иначе говоря, социальная ответственность бизнеса была его обязанностью, а не правом.


Из других аналогий есть и вот какая. Ближе к концу XIX века появилось подобие современного арбитража — коммерческий суд в Новочеркасске, решавший чисто хозяйственные споры. Их, судя по архивам, хватало. В обязанностях торговых казаков был и контроль за соблюдением правил торговли иногородними. Торговцев же в Урюпинске хватало — и вообще, и во время Покровской ярмарки.
И в целом, и в частностях спрос с предпринимателей тех лет был жесткий. Так, концессионеры-производители казачьего обмундирования и другого военного снаряжения свою продукцию обязательно клеймили. За любой изъян им выписывали крупный штраф. При повторном нарушении концессия расторгалась. А чье-то имя на товаре тогда было как советский знак качества — при царе-батюшке клеймо ставили даже на кирпичах (такие кирпичи в Урюпинске находили)…
Проводились выставки, в том числе и для иностранцев. Войско Донское на таких мероприятиях представляло антрацит, рыбу, соль и прочие товары. Хоперский округ славился войлоком, необходимым для нужд кавалерии, и пшеницей, которой торговать у нас начали не позже середины далекого XVII столетия. Среди самых известных местных торговцев зерном были казаки Шульпековы.
Теперь о Покровской ярмарке. В Московском военно-историческом архиве есть документ о ней, датированный 1765 годом, — «Экстракт о числе кабаков, лавок, рыночных прилавков, справ, рыбных ловлей». О ярмарке здесь сказано, что существует она «издавна, а по какому указу или чьему приказу, никто не упомнит». Согласно документу, на ярмарке 307 простых лавок, 23 мясных прилавка, 33 рыбных сарая, пять винных шинков и один станичный кабак, отданный обществом ст. Урюпинской казаку ст. Михайловской Семену Моргунову в аренду за сто рублей в год. Цена аренды других лавок — пять-шесть рублей (надо полагать, за несколько месяцев торговли на ярмарке, проводившейся, как известно, осенью). В любом случае их, лавок, насчитывалось едва ли меньше, чем торговых точек на любой из последних современных ярмарок, и это в XVIII веке! Именно ярмарка была, как сейчас сказали бы, брендом станицы — больше особо примечательного в ней ничего не имелось, за исключением Явленной иконы и места расположения атаманского правления Хоперского округа.
Бизнесом тогда занимались однофамильцы, а скорее даже родственники нынешних урюпинцев — Андриан Компанеев, Ефим Шалин, Иван Кутырев, Агафон Котлов, Егор Цыбин, Афанасий Бурцев и много кто еще. В магнатах ходил Григорий Симонов, имевший и сдававший в аренду больше семи десятков лавок. Вообще их подавляющая часть на ярмарке принадлежала именно казакам.
Свой след, уже полузабытый, в истории ст. Урюпинской оставило и купечество. Были здесь у нас улица Купеческая, переименованная в Красноармейскую. Ничего не осталось от самой богатой в округе Христорождественской церкви и немалого по территории кладбища, в народе прозванных Купеческими. Ярмарочное поселение ст. Урюпинской по прозванию «Кильдимы» располагалось в районе теперешнего стадиона, тут и сегодня на окрестных улицах можно увидеть старинные кирпичные особняки. В поселении имелась своя полиция, в которой, если смотреть по фамилиям, не служило ни одного казака.
В Купеческой церкви, между прочим, венчались купцы разных национальностей — например, китайцы и болгары, принявшие, очевидно, православную веру. С последними связывается и развитие в наших краях огородничества: до конца позапрошлого века в Хоперском округе преобладало животноводство, а из овощей сажали разве что картошку с капустой. И не в память ли о торговцах-болгарах перец, правильно называемый «сладким», у нас до сих пор именуют именно «болгарским»?
В отличие от казаков, освобожденных от уплаты каких-либо податей, купцы платили налоги — например, терезный (от слова «тереза» — весы). Но тратились и на благотворительность тоже — охотно жертвовали на школы, храмы. А благодаря братьям Кривенцовым мы знаем, как выглядела ст. Урюпинская в начале XX века. Конечно, на оборотной стороне фотоснимков братья размещали рекламу своего торгового дома, но и станица-то ведь тоже была запечатлена, причем во множестве ракурсов — снимков даже больше, чем с видами дореволюционного Новочеркасска, столицы войска Донского. Так что за урюпинских предпринимателей, и казаков, и купцов, нам не должно быть стыдно ни в коем случае — напротив, здесь есть что вспомнить, есть чем и гордиться. И как жаль, что всё доброе, посеянное тогдашним предпринимательством, через считанные годы будет уничтожено на корню и забыто на многие десятилетия, оборвав связь времен. Но это уже совсем другая история.
С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКАХ: часть урюпинского овощного базара в начале прошлого века и реклама на обороте фотооткрыток от братьев Кривенцовых

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS

Экономика

Еще новости

Надписью «Время нового транспорта» отмечен каждый из семи новых автобусов марки ПАЗ, поступивших в Урюпинское ПАТП. Техника предназначена для...

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не зависят от времени года — в Урюпинске подвели итоги по начислению данных выплат за март.

В рамках инициированного президентом страны нацпроекта «Демография» с января этого года в регионе увеличились размеры дополнительных социальных пособий.

Стали известны размеры минимального размера оплаты труда по Волгоградской области, утвержденные в конце декабря прошлого года в соответствии с...